© Dottore

К списку статей


Забытые истории ХХ века. Mercedes & Benz. Люди и события.

Часть 50(1/3). Гонщики команды "Бенц".


Люди и события ХХ века. Гонщики "Бенц" 1894-1925.

Биографии: Эмиль Роже, Оскар Мюллер, Ойген и Рихард Бенц, Фритц Эрле, Виктор Эмери.



В заключительных частях очерков представлены биографии тех, кто был так или иначе связан со спортивной историей "Бенца", "Мерседеса" и "Мерседес-Бенца". В первой из них я хотел бы коснуться биографий гонщиков, выступавших за команду "Бенц" с конца XIX века до момента слияния с "Даймлером". В этом списке как европейские, так и американские гонщики - некоторые из них ставили рекорды за рекордами, прославляя машины Карла Бенца, другие выступали недолго, но их имена запомнились, благодаря их вкладу или ярким событиям.



Эмиль Роже. Émile Roger (1850, Шатовиллен - 1897, Париж, Франция)

Француз Эмиль Роже не был профессиональным гонщиком. Он был автомобильным конструктором, дизайнером и одним из первых покупателей у фирмы "Бенц" (в 1888 г.) и первым "эксклюзивным дилером" во Франции и Европе. Родился Роже в семье провинциального фермера, но обучался искусству и ремёслам в Париже, получил диплом инженера-строителя, работал рисовальщиком ("дизайнером") в железнодорожной компании, позже, в 1883, основал собственную фирму, став одним из пионеров французского автомобилестроения.

01. Реклама фирмы Эмиля Роже по продаже автомобилей, лодок и пожарных прицепов.

Волею случая, он принял участие в первом в истории "ралли безлошадных экипажей" из Парижа в Руан на 126 км 22 июля 1894 года, наряду с несколькими десятками французских паровых, бензиновых, газовых и электрических самобеглых колясок, на единственном немецком автомобиле - Benz Vis-a-Vis. Таким образом, Роже стал первым, хотя и неофициальным, "гонщиком" "Бенц".

02. Эмиль Роже, выступавший под №85 на автомобиле Benz в гонке Париж - Руан, единственном нефранцузском автомобиле. Роже финишировал на 14 месте. 1894 год.

К слову, призовые места заняли месье Альбер Леметр на "Пежо", маркиз Альбер де Дион на "Де Дион - Бутон" и экипаж Эмиля Левассора и Луи-Рене Панара на "Панар-Левассор", а Роже получил 5-й приз. А в 1895 Эмиль Роже на Roger-Benz (производства Roger Autocar) принял (и пришёл 8-м) участие в гонке Париж-Бордо-Париж на 1200 км (1-е Гран-При Автоклуба Франции). Неожиданная болезнь унесла его в 47 лет.

03. Обложка журнала Le Petit Journal № 194 с рисунком, изображающим старт гонки Париж - Руан 1894 года, 6 августа 1894.


ФОТОГРАФИИ:

01. Реклама фирмы Эмиля Роже по продаже автомобилей, лодок и пожарных прицепов.
02. Эмиль Роже, выступавший под №85 на автомобиле Benz в гонке Париж - Руан, единственном нефранцузском автомобиле. Роже финишировал на 14 месте. 1894 год.
03. Обложка журнала Le Petit Journal № 194 с рисунком, изображающим старт гонки Париж - Руан 1894 года, 6 августа 1894.


ИСТОЧНИКИ:

1. "1888: Start of Benz sales in Germany and abroad". Mercedes-Benz Group Media, 31.01.2008. (www.group-media.mercedes-benz.com/)
2. "Emile Roger". M@RS - The Digital Archives of Mercedes-Benz Classic (www.mercedes-benz-publicarchive.com/)
3. Дмитрий Чумаков. "С днём рождения, автоспорт!". DTF, 22.07.2021 (www.dtf.ru/s/racing/804513-s-dnem-rozhdeniya-avtosport)
4. Jean-Marie Chirol. "La Benz-Roger, ou l'histoire méconnue d'un pionnier haut-marnais de l'automobile". Blog "Club Memoires 52" (на французском), 15.09.2018 (www.memoires52.blogspot.com/2018/09/la-benz-roger-ou-lhistoire-dun-pionnier.html)
5. Driver Database (www.driverdb.com/drivers/emile-roger/)




Иеронимус Мюллер. Hieronimus Mueller (1832, Баден-Вюртемберг, Германия - 1900, Иллинойс, США),
Оскар Мюллер. Oscar Bernhardt Mueller (1871, Иллинойс - 1941, Флорида, США)

Иеронимус Мюллер родился в Вертхайме (Баден-Вюртемберг, Германия), работал подмастерьем железнодорожного машиниста, но после провала демократической революции 1848 года эмигрировал в Соединенные Штаты. В Иллинойсе он основал автомобильную компанию. Покупая немецкие "Бенцы", он усовершенствовал двигатель и выхлопную систему. Его автомобили продавались в Америке под маркой "Мюллер-Бенц".

01. Семья Мюллеров: Иеронимус (сидит, крайний справа), Оскар (стоит, крайний справа).

В 1895 году была организована первая в Америке неофициальная автомобильная гонка, в которой приняли участие отец и сын Мюллеры. К тому времени Иеронимусу было уже 63, и он уступил место за рулём сыну Оскару. В этом соревновании 2 ноября "Мюллер-Бенц" пришёл первым.

02. Иеронимус и Оскар Мюллеры на гонке 1895 года.

Несколько недель спустя, 28 ноября того же года, состоялась первая официальная гонка (около 100 миль) под эгидой газеты Chicago Times-Herald, где Оскар Мюллер пришёл вторым из большого списка участников. Причём, из-за сложных погодных условий, остальные участники, кроме первых двух, не смогли закончить гонку.

03. Оскар Мюллер, стоит возле заднего колеса коляски "Мюллер-Бенц" с более мощным мотором, чем у серийного Benz, 1895.

Это первый Мюллер-Бенц, с Оскаром МЮЛЛЕРОМ, стоящим рядом с правым задним колесом автомобиля. То, что Мюллер-Бенц мог проехать около 160 км за 8 ч 53 мин, то есть в среднем почти 18 км / ч, указывает на то, что его двигатель был более мощным, чем у серийного Benz Victoria

В последующие годы Оскар принял участие ещё в нескольких соревнованиях. Однако, вскоре после женитьбы он оставил гонки, посвятив себя работе в семейной фирме Мюллеров.

04. Оскар Б. Мюллер, победитель 1-й неофициальной гонки, и призёр 1-й официальной гонки 1895 года.

В музее Hieronimus Mueller Museum в городе Decatur в Иллинойсе, США хранится одна из первых самоходных колясок "Мюллер-Бенц".

05. "Мюллер-Бенц" в Музее Иеронимуса Мюллера, в Иллинойсе.


ФОТОГРАФИИ:

01. Семья Мюллеров: Иеронимус (сидит, крайний справа), Оскар (стоит, крайний справа).
02. Иеронимус и Оскар Мюллеры на гонке 1895 года.
03. Оскар Мюллер, стоит возле заднего колеса коляски "Мюллер-Бенц" с более мощным мотором, чем у серийного Benz, 1895.
04. Оскар Б. Мюллер, победитель 1-й неофициальной гонки, и призёр 1-й официальной гонки 1895 года.
05. "Мюллер-Бенц" в Музее Иеронимуса Мюллера, в Иллинойсе.


ИСТОЧНИКИ:

1. Hieronimus Mueller Museum. (www.muellermuseum.org).




Ойген Бенц. Eugen Benz (1873, Маннгейм - 1958, Ладенбург, Германия)

Сыновья Карла Бенца Ойген и Рихард в течение многих лет были его верными помощниками: Ойген руководил моторостроением на заводе в Мангейме, а Рихард занимался конструированием автомобилей. Покинув завод в Маннгейме, в 1906 Карл Бенц и Ойген основали предприятие "Карл Бенц и сыновья, Ладенбург", в 1908 к ним присоединился и Рихард. С 1912 года фирма перешла полностью под управление сыновей.

01. Семья Бенцев (Ойген - крайний справа, Рихард - крайний слева).

Кроме производственной деятельности, Ойген лично принял участие в некоторых соревнованиях. Поездка на первом "Бенце" вместе с матерью и братом из Маннгейма в Порцхайм в 1888 году произвела на него неизгладимое впечатление. Известно, по крайней мере, что вместе с Фрицем Эрле он участвовал в ралли Париж - Марсель - Париж в 1896 году на Benz Vis-à-vis. В 1899 Ойген основал Рейнский Автомобильный Клуб (RAC, Rheinischen Automobil-Club), и оставался его председателем много лет.

02. Ойген Бенц, Фритц Эрле, Фритц Хельд на коляске Benz Vis-a-Vis 5PS в гонке Париж - Марсель - Париж, 1896.

14 июня 1900 Ойген Бенц принял участие в "Гордон Беннет Трофи", проводившемся в тот год на трассе Париж - Лион, но сошёл с дистанции из-за шин. В 1901 Ойген Бенц выиграл гонку Гейдельберг - Кёнигштуль, организованную клубом.

03. Журнал Der Automobilist - официальный орган Рейнского автомобильного клуба в Маннгейме, 1903.

04. Benz 15 hp, на котором Ойген Бенц участвовал в Кубке Беннета в 1900.

05. Фотокадр с трассы Кубка Беннета 1901 года.

06. Карл Бенц с сыном Ойгеном на Benz Victoria (1893). Парад автомобилей, Мюнхен, 1925.

07. Рихард и Ойген Бенцы на коляске Benz Victoria образца 1891, на открытии памятника Карлу Бенцу в Маннгейме, 1930.

08. Документы и личные вещи Ойгена Бенца.



Рихард Бенц. Richard Benz (1874, Ладенбург, Германия - 1955, Ладенбург, ФРГ)

Как и старший брат Ойген, Рихард, кроме работы на семейном предприятии Бенцев, тоже принял участие в некоторых автомобильных соревнованиях. 20 сентября 1899, на автомобиле Benz 8HP Rennwagen, он выиграл гонку Берлин-Лейпциг (с Фритцем Хельдом в качестве второго водителя), а также кольцевую гонку во Франкфурте-на-Майне 29 июля 1900.

09. Карл Бенц с сыновьями на двух колясках, на прогулке с семьей и друзьями, 1894.

10. Benz 8 HP Rennwagen образца 1899 года.

Автомобиль Benz 8 HP Rennwagen 1899 года оказался весьма успешным для того времени. На нём Фритц Хельд выиграл 193-километровую гонку из Франкфурта в Кёльн (2 июля 1899), а Эмиль Граф на таком же пришёл вторым. В октябре Андреа Антонини победил в кольцевых гонках в Тревизо (Италия). В том же году, уже с 12-сильным мотором, Фритц Хельд пришёл вторым на гонке Иннсбрук - Мюнхен. В 1900 француз Эмиль Крейтлер победил в гонке Берлин - Аахен. А, уже с 16-сильным мотором, в горном соревновании в Эйзенахе этот автомобиль снова был вторым.

11. Берта Бенц (1849-1944) с сыновьями Рихардом (1875-1955) и Ойгеном (1873-1958). Возле своего дома в Ладенбурге, 1930-е гг.

12. Ойген Бенц (слева) с братом Рихардом в Ладенбурге, декабрь 1947.


ФОТОГРАФИИ:

01. Семья Бенцев (Ойген - крайний справа, Рихард - крайний слева).
02. Ойген Бенц, Фритц Эрле, Фритц Хельд на коляске Benz Vis-a-Vis 5PS в гонке Париж - Марсель - Париж, 1896.
03. Журнал Der Automobilist - официальный орган Рейнского автомобильного клуба в Маннгейме, 1903.
04. Benz 15 hp, на котором Ойген Бенц участвовал в Кубке Беннета в 1900.
05. Фотокадр с трассы Кубка Беннета 1901 года.
06. Карл Бенц с сыном Ойгеном на Benz Victoria (1893). Парад автомобилей, Мюнхен, 1925.
07. Рихард и Ойген Бенцы на коляске Benz Victoria образца 1891, на открытии памятника Карлу Бенцу в Маннгейме, 1930.
08. Документы и личные вещи Ойгена Бенца.
09. Карл Бенц с сыновьями на двух колясках, на прогулке с семьей и друзьями, 1894.
10. Benz 8 HP Rennwagen образца 1899 года.
11. Берта Бенц (1849-1944) с сыновьями Рихардом (1875-1955) и Ойгеном (1873-1958). Возле своего дома в Ладенбурге, 1930-е гг.
12. Ойген Бенц (слева) с братом Рихардом в Ладенбурге, декабрь 1947.


ИСТОЧНИКИ:

1. "Eugen Benz. Industrieller und Automobilpionier." Сайт Munziger. (www.munzinger.de/search/portrait/Eugen+Benz/0/18986.html).




Фритц Эрле. Fritz Erle (1875, Маннгейм, Германия - 1957, Маннгейм, ФРГ)

Фритц Эрле родился в Маннгейме в 1875 г., по образованию инженер. В 1894 поступил на работу на предприятие Карла Бенца автослесарем. Позднее, закончив колледж с дипломом инженера, вернулся на родное предприятие в качестве инженера-конструктора, а с 1904 года помогал Рихарду Бенцу в управлении предприятием, в качестве конструктора, и как глава отдела испытаний. А с 1907 года возглавил гоночное подразделение Benz Motoren. Однако, его первая гонка состоялась в 1896 году, когда он, вместе с Ойгеном Бенцем принял участие в ралли Париж - Марсель - Париж.

01. Фотографии Фритца Эрле с гонки в Земмеринге в 1908 г., на стене бара в Германии. (любезно прислано Станиславом Пилкевичем с автозаправки в городе Landsberg am Lech).

Влившись в команду гонщиков, вместе в Виктором Эмери, и молодым Францем Хёрнером, он начал одерживать одну победу за другой. В 1907 он стал 15-м на Targa Florio, в 1908 на Чемпионате Франции в Дьеппе пришел 7-м. В Америке, на Гран-При в Саванне, в 1908 году, он шел 8-м, когда его "Бенц" потерпел аварию, и он провел несколько недель в госпитале.

02. Фритц Эрле, 1908.

03. "Бенц" Фритца Эрле на гонке Гран При Саванны в Америке, 1908.

04. Эрле (за рулём "Бенца") с помощником на Гран-При в Саванне, штат Джоржия, США (фото N. Lazarnick, N.Y) 1908.

05. В честь гонщика в Германии была выпущена открытка с изображением Фритца Эрле за рулем "Бенца" во время гонки на приз Принца Генриха, 1908.

Участвовал он и в российских гонках в 1909 и 1911 годах. На гонке в Риге на 1 версту со стартом с ходу в 1909 году за рулем Benz был Фритц Эрле, показавший максимальную скорость 183 км/ч, и этот рекорд продержался несколько лет.

06. Эрле и принц Генрих на гонке Принца Генриха, Вена, 1909.

07. Гран-При Франции на трассе в Дьеппе, Эрле на Benz 120 hp финиширует седьмым, 7 июля 1908.

08. Ф. Эрле на старте, 1910.

09. Эрле со вторым водителем на 200-сильном "Бенце", 2 октября 1910.

В 1910 году он был участником "Киевского автопробега", в 1911 году в гонке Новороссийск-Гагры (ставшей 2-м этапом гонки С.Петербург-Севастополь) Эрле на "Бенце" занял 3-е место.(*)

10. Фритц Эрле на Бенце, 1911.

11. Диплом 1911 года, выданный Фритцу Эрле Императорским Российским Автомобильным Обществом (фото с аукциона Christie's 2004 г.)

(*)
Его диплом за участие в гонке С.-Петербург-Севастополь в 1911 году был продан на аукционе Кристи в 2004 году за 1292 евро.

12. Портрет Ф. Эрле, 1911.

13. Эрле в "Блитцен-Бенце", 6 октября 1912.

Во время войны 1914-1918 работал менеджером на фабрике Benz & Cie. После войны возглавил ремонтное подразделение в Берлине, где проработал до выхода на пенсию в 1935 году. Фритц Эрле умер в Маннгейме в 1957 году.

ФОТОГРАФИИ:

01. Фотографии Фритца Эрле на стене бара в Германии. (любезно прислано Станиславом Пилкевичем с автозаправки в городе Landsberg am Lech).
02. Фритц Эрле, 1908.
03. "Бенц" Фритца Эрле на гонке Гран При Саванны в Америке, 1908.
04. Эрле (за рулём "Бенца") с помощником на Гран-При в Саванне, штат Джоржия, США (фото N. Lazarnick, N.Y) 1908.
05. В честь гонщика в Германии была выпущена открытка с изображением Фритца Эрле за рулем "Бенца" во время гонки на приз Принца Генриха, 1908.
06. Эрле и принц Генрих на гонке Принца Генриха, Вена, 1909.
07. Гран-При Франции на трассе в Дьеппе, Эрле на Benz 120 hp финиширует седьмым, 7 июля 1908.
08. Ф. Эрле на старте, 1910.
09. Эрле со вторым водителем на 200-сильном "Бенце", 2 октября 1910.
10. Фритц Эрле на Бенце, 1911.
11. Диплом 1911 года, выданный Фритцу Эрле Императорским Российским Автомобильным Обществом, и проданный на аукционе Christie's в 2004 году.
12. Портрет Ф. Эрле, 1911.
13. Эрле в "Блитцен-Бенце", 6 октября 1912.


ИСТОЧНИКИ:

1. George Davidson. "Fritz Erle. Early Benz Racing Cars at Retromobile." The Old Motor.com Photos courtesy of George Davidson, The Louwman Museum, (www.theoldmotor.com/?tag=fritz-erle)
2. Tanya A. Bailey. "The First American Grand Prix: The Savannah Auto Races, 1908-1911.", McFarland Incorporated Publishers, 2014.




Виктор Эмери. Victor Héméry (1876, Ле Ман - 1950, Ле Ман, Франция)

Виктор Эмери родился недалеко от городка Ле Ман, в котором через тридцать лет начнут проводить легендарные гонки. Он выучился на механика, но уже в 1900 поступил на работу в Darraq в качестве тест-водителя и заводского гонщика. В 1905 он принёс немало побед, как на европейском континенте, так и в Америке, в копилку команды, опередив таких гонщиков, как Феличе Назарро, Луи Шевроле, Ференц Шиш, в том числе стал победителем Vanderbilt Cup Race.

01. В. Эмери на автомобиле "Даррак" на трассе в Арденнах, 1904.

02. Виктор Эмери, 1905.

03. Финиш В. Эмери на Кубке Вандербилта, в Саванне, штат Джорджия, США, 1905.

04. Виктор Эмери (за рулём), со своим механиком и вторым водителем Виктором Деможо (Victor Demogeot), 1906.

В 1907 Эмери, движимый желанием достичь более значимых побед, перешёл в Benz & Cie., а его механик и второй водитель Виктор Деможо становится ведущим гонщиком "Даррак". 1907-1908 годы были вполне успешными для Виктора Эмери - победа в гонке Санкт-Петербург - Москва и второе место на Гран-При Франции и Гран-При Соединенных Штатов в Саванне. 8 ноября 1909 он поставил рекорд скорости на трассе в Бруклендсе, развив на Blitzen Benz скорость 202,7 км/ч. В 1910 снова второе место на американском Гран-При, и победа на Гран-При Франции в 1911 за рулём Fiat S63. В 1912 - победа в Бруклендсе.

05. Виктор Эмери, на Benz 120 HP под №6, на Гран-При автомобильного клуба Франции в Дьеппе, 7 июля 1908.

06. В. Эмери на Grand Prix de l'ACF, Dieppe, 1908.

07. Занявший второе место В. Эмери в Саванне, США, 1908.

08. В. Эмери на Гран-При Франции (неофициальном), Ле Ман, 23 июля 1911.

09. Эмери лидирует на Гран-При Франции, 23 июля 1911.

10. Виктор Эмери, 1912.

Виктор Эмери считается одним из самых успешных гонщиков своего времени, его называли самым быстрым человеком в мире, тем не менее судьба не была благосклонна к нему в дальнейшем. После суперуспешного десятилетия он отошёл от больших гонок. Позже пытался вернуться в автоспорт в 1922-23 гг, приняв участие в Гран-При Франции, но уже не смог добиться прежнего успеха. Вёл мирную жизнь, насколько ему позволял его бурный характер, организовал свой гараж, был инспектором по выдаче автомобильных прав.

Последние годы Эмери жил в крайней нищете, и от безысходности покончил с собой в 1950 г. Лишь год спустя, пересчитывая результаты гонок начала ХХ века, о нём вспомнили и посмертно присудили титул победителя Чемпионата Америки (Американской автомобильной ассоциации - ААА) 1905 года.

11. В. Эмери на Гран-При Франции, Страсбург, 15 июля 1922.

12. В. Эмери на Гран-При Франции, 1922.

13. Виктор Эмери, 1922.


ФОТОГРАФИИ:

01. В. Эмери на автомобиле "Даррак" на трассе в Арденнах, 1904.
02. Виктор Эмери, 1905.
03. Финиш В. Эм
ери на Кубке Вандербилта, в Саванне, штат Джорджия, США, 1905.
04. Виктор Эмери (за рулём), со своим механиком и вторым водителем Виктором Деможо, 1906.
05. Виктор Эмери, на Benz 120 HP под №6, на Гран-При автомобильного клуба Франции в Дьеппе, 7 июля 1908.
06. В. Эмери на Grand Prix de l'ACF, Dieppe, 1908.
07. Занявший второе место В. Эмери в Саванне, США, 1908.
08. В. Эмери на Гран-При Франции (неофициальном), Ле Ман, 23 июля 1911.
09. Эмери лидирует на Гран-При Франции, 23 июля 1911.
10. Виктор Эмери, 1912.
11. В. Эмери на Гран-При Франции, Страсбург, 15 июля 1922.
12. В. Эмери на Гран-При Франции, 1922.
13. Виктор Эмери, 1922.


ИСТОЧНИКИ:

1. "Victor Hemery. Winner of the 1905 Vanderbilt Cup Race". Vanderbilt Cup Races (www.vanderbiltcupraces.com/drivers/bio/hemery)




© Dottore & Dottore.Ru, 2022.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2022, contact: dottore124@yandex.ru