Люди и события ХХ века.
Первые велосипедные, спортивные, автомобильные издания в 1894-1917 гг.
Принято считать, что первые автомобильные издания появились в России уже в начале ХХ века, с распространением автомобилей. Однако, первые статьи на тему вело-, мото- и авто- стали появляться задолго до этого.
"Велосипедист" (Москва), "Велосипед" (Санкт-Петербург)
Первыми такими изданиями стали "Велосипед и речной яхт-клуб", издававшийся в Москве с 1892 года, переименованный в "Велосипедист" в 1893 году,
а в 1894 году - в "Велосипедный спорт", и просуществовавший до 1896 года, а также журнал "Велосипед", издававшийся в Санкт-Петербурге с 1892 по
1898 год. На страницах этих журналов стали появляться заметки, рассказывавшие о распространении новых средств передвижения, их перспективах,
прогнозы на будущее, отзывы о возможностях, а также критика. Редактором московского "Велосипедиста" был С.П. Яновский. И, хотя основной темой
журнала был велосипедный спорт, немало места уделялось и другим видам спорта, а также "новостям автомобилизма". В 1895 году у него появился
конкурент - журнал "Циклист", что, вероятно, и послужило причиной закрытия "Велосипедиста". Редактором и издателем петербургского "Велосипеда"
был В.Э. Сакс, затем его сменили Г.Т. Назаров и И.А. Богельман. Журнал стал официальным органом Общества велосипедистов-туристов С.-Петербурга,
однако сопутствующая издательской коммерческая деятельность по продаже велосипедов невысокого качества подорвала престиж издания, и в 1898 году
журнал закрылся.
01. Журнал "Велосипед" №323 (27 июня 1898).
"Самокат" / "Автомобильное дело" (Санкт-Петербург), "Циклист" (Москва)
В 1894 году в С.-Петербурге начал издаваться журнал "Самокат", издателем которого был А.И. Орловский. Первоначально журнал был посвящен
"механическим способам передвижения" - автомобилям, мотоциклам, моторным яхтам, а также стал заменой велосипедным изданиям, выходившим ранее. По
инициативе журнала в 1900 году был проведен пробег по маршруту Луга - Петербург длиной 140 км, один из первых в России. К тому времени, когда А.И.
Орловский передал издательское дело сыновьям П.А. и Н.А. Орловским, рост автомобилизма в стране стал настолько значительным, что "Самокат" был
переименован в "Самокат и мотор" (1904), и в нём стали появляться автомобильные обзоры, технические статьи об устройстве автомобиля. С 1906 года
журнал стал называться "Автомобильное дело", и полностью был посвящён автомобильной тематике. Под эгидой издания проводились автомобильные
состязания на приз журнала "Самокат". Однако, постепенно публикуемая в журнале информация становилась менее актуальной, уступая первенство новым
изданиям, и в 1910 году журнал прекратил свою деятельность.
Годом позже появления "Самоката", в 1895 году, в Москве появился журнал "Циклист", посвященный различным спортивным мероприятиям, в том числе
появлялись материалы об автопробегах и гонках. Редактором журнала был Д. Голомзин, а издателем И. Липскеров, выпускавший также солидные
"Новости дня". Журнал просуществовал до 1906 года, в последние годы перейдя на публикации программы бегов.
02. Журнал "Самокат" освещал первую в России "гонку моторов" (17 октября 1898).
03. Обложка журнала "Самокат" (1899).
04. Журнал "Автомобильное дело" №611, июнь 1907 (с рекламой автомобилей Лесснера с шасси Mercedes).
05. Журнал "Циклист" (2 марта 1897).
"Автомобиль" А. Нагеля (Санкт-Петербург)
Одним из наиболее серьёзных и влиятельных журналов об автомобилях и автомобилизме стал петербургский "Автомобиль", учреждённый Андреем
Платоновичем Нагелем в 1902 году. Нагель был редактором, издателем, журналистом, а также известным гонщиком и путешественником. Изначально
"Автомобиль" был довольно сухим, сугубо техническим изданием. Однако А.П. Нагель, стараясь разнообразить информацию для разных слоёв читающей
публики, в 1907 году начинает выпускать технический журнал "Двигатель" (выпускался до 1914 года), а в 1908 - журналы "Спорт" и
"Автомобильная жизнь", которые в 1909 году были объединены в одно издание - "Автомобильная жизнь и спорт". В свою очередь, этот журнал в 1909
году был объединён с журналом "Аэро", посвящённом воздухоплаванию, и получил новое название "Аэро и автомобильная жизнь", который издавался
также вплоть до 1914 года, когда многие издания были закрыты из-за начавшейся войны.
Журнал "Автомобиль" был оригинален тем, что поначалу высылался бесплатно всем автомобилистам Санкт-Петербурга. Со временем это издание
стало одним из самых уважаемых автомобильных изданий в России. Кроме того, под редакцией А.П. Нагеля выходили справочные издания и книги.
Сфера интересов журнала охватывала все новые самодвижущиеся аппараты: мотоциклы, аэропланы, моторные лодки. Издание организовало немало
автомобильных соревнований на приз журнала "Автомобиль". Статьи затрагивали такие немаловажные темы, как правовые аспекты, правительственные
документы, касающиеся автомобильного движения, новости автомобилизма из-за рубежа. Именно в редакцию журнала "Автомобиль" в 1907 году обратились
французы с предложением организовать Первую Международную автомобильную выставку в Петербурге. С журналом сотрудничали такие талантливые
журналисты, как В. Михайлов, а также члены автомобильных обществ П. Беляев, А. Ефрон. "Автомобиль" прекратил свою деятельность лишь в 1917 году,
в связи с большевистским переворотом в стране, и отъездом А.П. Нагеля за рубеж.
06. Один из первых номеров журнала "Автомобиль" - №4 (28 марта 1902).
07. "Автомобиль" №1 (1 января 1903).
08. "Автомобиль" от апреля 1909 года с отчётом о поездке А.П. Нагеля по Европе.
09. "Ежегодник автомобилизма" (автомобильная энциклопедия) также вышла в издательстве А.П. Нагеля в 1909 году.
10. "Автомобиль" №13 (1916) с отчётом деятельности ИРАО.
11. Архивная подшивка журнала "Автомобиль" за 1916 год - и по сей день журнал пользуется спросом среди автомобилистов-историков.
12. Обложка журнала "Автомобиль" (1916).
"Автомобилист" В. Алексеева (Москва)
Несколько позже петербургского "Автомобиля" в Москве стал издаваться журнал "Автомобилист". В 1907 году московский спортсмен Владимир
Алексеевич Алексеев решил издавать иллюстрированный спортивно-технический журнал, первый номер которого вышел в 1908 году, и был посвящён
знаменитому автопробегу Пекин - Париж 1907 года. Хотя московский и петербургский журналы стали конкурентами, им это не мешало, а, скорее,
помогало развиваться. Вскоре страницы нового московского журнала украсили эмблемы автомобильных клубов и реклама солидных автопроизводителей.
В 1913 году издание перешло в руки члена МАО Ивана Михайловича Тимонина, ничуть не изменив облик и направление, и не утеряв популярности и
уважения. В начале войны, в 1915 году журнал переходит к издателю В.Г. Соколову, также члену МАО. Тем не менее, этот журнал, как и его
петербургский коллега, просуществовал до самого 1917 года, когда был закрыт новыми властями.
13. Первый номер "Автомобилиста" (1908).
14. "Автомобилист" № 13 (1908).
15. Издание журнала "Автомобилист" - "Ежегодник автомобилиста на 1912-13 гг." (1912).
16. Капитан Матвеев и подпоручик Халютин у редакции журнала "Автомобилист" на Тверском бульваре, д.26, на автомобиле "Руссо-Балт" С24/30 НР
из состава Учебной автомобильной роты (С.-Петербург) по окончании рекогносцировки маршрута для пробега легковых автомобилей военного ведомства
(15 мая 1912).
17. Страницы "Автомобилиста", посвященные гонкам 1913 года с фотографиями В.Шолля на "Бенце", Р. Нотомба на "Металлуржике", А.М. Карякина на
"Мерседесе". (№16, 1913).
18. "Автомобилист", как официальный орган МАО, публикует отчёты заседаний и решения Правления МАО (№16, 1913).
19. "Автомобилист", как официальный орган ПРАК, публикует отчёты заседаний и решения Правления ПРАК (№16, 1913).
20. Результаты автомобильных соревнований в журнале "Автомобилист" №16 (1913).
21. Издатель журнала "Автомобилист" Владимир Алексеев в своем "Роллс-Ройсе" у здания редакции на Тверском бульваре, 26 (1913).
22. Сообщение Местного комитета Красного Креста при МАО на страницах "Автомобилиста" (март 1917).
23. Сообщение Автомобильного отдела Исполнительного комитета общественных организаций в адрес ПРАК на страницах "Автомобилиста" (март 1917).
В этот период быстрого развития автомобилизма, авто- и мотоспорта, воздухоплавания, возникало немало многообещающих изданий, но оставивших менее заметный
след в истории. Некоторые издания просуществовали год-два, иные выпустили лишь один номер. В 1911-1912 гг. издавался такой журнал, как
"Автомобиль и воздухоплавание". В эти годы развитие автомобилизма и воздухоплавания шли практически параллельно, и зачастую многие автомобилисты
становились пилотами, а пилоты увлекались автомобильными гонками. Что любопытно, раздел воздухоплавания в журнале вел мэтр отечественной авиации
профессор Н. Е. Жуковский.
В 1911 году вышел первый номер нового журнала "Автомобильные новости", который, однако, стал и последним. Редактором был Ф.И. Кубацкий,
издателем - Г. Ф. Марк и Ко.
В 1912 году выходила единственная в России ежедневная газета "Ауто", издателем которой был В.А. Алексеев.
В 1914-15 гг. выходил специализированный журнал "Шина", издававшийся при русском представительстве фирмы Michelin, и потому заполненный
рекламой изделий этой компании.
24. Журнал "Спорт" (1908).
25. "Автомобильные новости" (1911).
26. Газета "Ауто" №1 (1912).
27. Русская пресса начала ХХ века.
Издания в Киеве, Одессе, Риге.
На Юге России автомобильная пресса появилась сравнительно поздно, и так же рано прекратили издаваться многие журналы, с связи с началом
Первой мировой. В Одессе в 1910-1911 гг. издавался еженедельный журнал "Спортивная жизнь", посвящённый новостям авиации, воздухоплавания,
автомобилизма, водного спорта, циклизма. Редактором-издателем был Ю.И. Эмброс (Ю.И. Герценштейн). В январе 1914 года в Одессе появился журнал
"Южный автомобилист", издаваемый Я.М. Варковицким, и занявшим важное место среди автомобильных изданий России. Специальный №4 издания был
посвящен полностью "Бессарабскому пробегу", организованному Одесским автомобильным обществом. К сожалению, уже в октябре журнал пришлось
закрыть из-за военных действий на западном фронте.
В Киеве с 1898 года издавался журнал "Спорт" под редакцией В.И. Токарского. Спустя год журнал был переименован в "Спортсмен", а затем -
в "Иллюстрированный спорт", став одним из лучших спортивных журналов, на отличной бумаге и с высококачественными иллюстрациями. Редакция даже
переехала в первопрестольную, но вскоре журнал закрылся из-за скандала с одним из сотрудников, в 1905 году. В 1913-1914 в Киеве издавался журнал
"Автомобильная жизнь и авиация", освещавший жизнь Киевского клуба автомобилистов. Вначале журнал издавался В.В. Топоровым, в 1914 к нему
присоединился авиатор И.А. Родзевич, однако и этот журнал прекратил деятельность из-за войны.
В том же 1908 году начал издаваться рижский спортивный журнал "Algemeine Sportzeitung", выходивший в издательстве А. Гроссета на немецком
языке, однако просуществовал всего один год. Одновременно в Риге выходил и "Union", издававшийся спортивным обществом Union Riga. Именно при
обществе "Юнион" была создана автомобильная секция, из которой в том же 1908 году возник Рижский автомобильный клуб.
Одним из последних автомобильных изданий, появившихся в России до 1917 года стал журнал "Самоход" (Вестник русского военного автомобилизма),
иллюстрированный ежемесячник, издаваемый при Управлении автомобильной частью Западного фронта в 1916-1917 гг. под редакцией С. Мединского.
Всего вышло 12 номеров.
28. "Южный автомобилист" (1914).
29. "Автомобильная жизнь и авиация" (1914).
30. "Самоход" №5 (февраль 1917).
331. Обложка журнала "Самоход" №6 (март 1917).
Техническая и художественная литература
Кроме тематических журналов, выходили специализированные издания, энциклопедии, руководства. Автомобильные клубы также выпускали не только
свои отчёты и ежегодники, но и карты дорог России.
32. Ежегодник ИРАО, С.-Петербург (1913).
33. "Справочник автомобилиста" - издание Одесского автомобильного общества, Одесса (1913).
34. Отчёт МАО, Москва (1914).
35. "Журнал автомобилиста" - издание Балтийского клуба автомобилистов, Рига (1916).
36. "Наставление для ухода за локомобилями", Рига (1894).
37. "Автомобильный справочник" издательства А.М. Пашкевича, С.-Петербург (1911).
38. "Общедоступное руководство для владельцев и шофферов" Г. Писаренко, Петроград (1915).
39. "Руководство к смазке автомобиля", издание Тов-ва Бр. Нобель (1916).
40. "Полный катехизис автомобильного дела" А.А. Саккария и А.П. Головачева (СПб., 1914).
41. "Основные понятия об автомобилизме" L. Baudry de Saunier (СПб., 1902).
Что касается художественной литературы, то сюда стоит отнести как стихи и рассказы на вольные темы, связанные так или иначе с
автомобилями или путешествиями, так и документально-художественные очерки об автомобильных путешествиях, написанные участниками и
свидетелями этих путешествий.
42. "Путешествие на автомобиле". Изд. И.Д. Сытина, Москва, 1900.
43. Октав Мирбо. Роман "628-Е8" (Путешествие в автомобиле). Изд. "Шиповник", 1908.
44. Пётр Климентович Энгельмейер. Очерки "Из Парижа в Москву" (На автомобиле без шоффера). Изд. Г. Маркс и Ко., Москва, 1909.
45. Чарлз Норрис Уильямсон. Роман "Мнимый вожатый" (Приключения американки в автомобиле). Изд. "Вестник иностранной литературы",
С.-Петербург, 1910.
46. "Петербург - Севастополь - Гагры". Изд. "Автомобилист", 1911.
47. Василий Васильевич Гейман. "По градам и весям родной земли" (1000 вёрст на автомобиле), тип. Кюгельген, Глич и Ко., С.-Петербург, 1914.
48. Рассказ "Драма в автомобиле" Б.А. Спасского, опубликованный в "Синем журнале", 1914.
49. "На русском автомобиле по Африке". Очерк Андрея Платоновича Нагеля в журнале "Нива" №9, 1914.
50. Евгений Михайлович Кузьмин. "По Африке на автомобиле" (кругом Средиземного моря). Изд-во журнала "Автомобиль", тип. Альтшулера,
С.-Петербург, 1915.
После 1917 г. было прекращено издание многих автомобильных журналов и газет, и лишь в 1923 г. возникает журнал для автомобилистов
"Автомобильный транспорт". В 1928 г. в СССР появляется популярный до сегодняшнего дня журнал "За рулем".
ФОТОГРАФИИ:
01. Журнал "Велосипед" №323 (27 июня 1898).
02. Журнал "Самокат" освещал первую в России "гонку моторов" (17 октября 1898).
03. Обложка журнала "Самокат" (1899).
04. Журнал "Автомобильное дело" №611, июнь 1907 (с рекламой автомобилей Лесснера с шасси Mercedes).
05. Журнал "Циклист" (2 марта 1897).
06. Один из первых номеров журнала "Автомобиль" - №4 (28 марта 1902).
07. "Автомобиль" №1 (1 января 1903).
08. "Автомобиль" от апреля 1909 года с отчётом о поездке А.П. Нагеля по Европе.
09. "Ежегодник автомобилизма" (автомобильная энциклопедия) также вышла в издательстве А.П. Нагеля в 1909 году.
10. "Автомобиль" №13 (1916) с отчётом деятельности ИРАО.
11. Архивная подшивка журнала "Автомобиль" за 1916 год - и по сей день журнал пользуется спросом среди автомобилистов-историков.
12. Обложка журнала "Автомобиль" (1916).
13. Первый номер "Автомобилиста" (1908)
14. "Автомобилист" № 13 (1908)
15. Издание журнала "Автомобилист" - "Ежегодник автомобилиста на 1912-13 гг." (1912)
16. Капитан Матвеев и подпоручик Халютин у редакции журнала "Автомобилист" на Тверском бульваре, д.26, на автомобиле "Руссо-Балт" С24/30 НР из состава Учебной автомобильной роты (С.-Петербург) по окончании рекогносцировки маршрута для пробега легковых автомобилей военного ведомства (15 мая 1912)
17. Страницы "Автомобилиста", посвященные гонкам 1913 года с фотографиями В.Шолля на "Бенце", Р. Нотомба на "Металлуржике", А.М. Карякина на "Мерседесе". (№16, 1913)
18. "Автомобилист", как официальный орган МАО, публикует отчёты заседаний и решения Правления МАО (№16, 1913).
19. "Автомобилист", как официальный орган ПРАК, публикует отчёты заседаний и решения Правления ПРАК (№16, 1913).
20. Результаты автомобильных соревнований в журнале "Автомобилист" №16 (1913).
21. Издатель журнала "Автомобилист" Владимир Алексеев в своем "Роллс-Ройсе" у здания редакции на Тверском бульваре, 26 (1913)
22. Сообщение Местного комитета Красного Креста при МАО на страницах "Автомобилиста" (март 1917).
23. Сообщение Автомобильного отдела Исполнительного комитета общественных организаций в адрес ПРАК на страницах "Автомобилиста" (март 1917)
24. Журнал "Спорт" (1908)
25. "Автомобильные новости" (1911)
26. Газета "Ауто" №1 (1912)
27. Русская пресса начала ХХ века.
28. "Южный автомобилист" (1914)
29. "Автомобильная жизнь и авиация" (1914)
30. "Самоход" №5 (февраль 1917)
31. Обложка журнала "Самоход" №6 (март 1917)
32. Ежегодник ИРАО, С.-Петербург (1913)
33. "Справочник автомобилиста" - издание Одесского автомобильного общества, Одесса (1913)
34. Отчёт МАО, Москва (1914)
35. "Журнал автомобилиста" - издание Балтийского клуба автомобилистов, Рига (1916)
36. "Наставление для ухода за локомобилями", Рига (1894)
37. "Автомобильный справочник" издательства А.М. Пашкевича, С.-Петербург (1911)
38. "Общедоступное руководство для владельцев и шофферов" Г. Писаренко, Петроград (1915)
39. "Руководство к смазке автомобиля", издание Тов-ва Бр. Нобель (1916)
40. "Полный катехизис автомобильного дела" А.А. Саккария и А.П. Головачева
41. "Основные понятия об автомобилизме" L. Baudry de Saunier (СПб., 1902).
42. "Путешествие на автомобиле". Изд. И.Д. Сытина, Москва, 1900.
43. Октав Мирбо. Роман "628-Е8" (Путешествие в автомобиле). Изд. "Шиповник", 1908.
44. Пётр Климентович Энгельмейер. Очерки "Из Парижа в Москву" (На автомобиле без шоффера). Изд. Г. Маркс и Ко., Москва, 1909.
45. Чарлз Норрис Уильямсон. Роман "Мнимый вожатый" (Приключения американки в автомобиле). Изд. "Вестник иностранной литературы", С.-Петербург, 1910.
46. "Петербург - Севастополь - Гагры". Изд. "Автомобилист", 1911.
47. Василий Васильевич Гейман. "По градам и весям родной земли" (1000 вёрст на автомобиле), тип. Кюгельген, Глич и Ко., С.-Петербург, 1914
48. Рассказ "Драма в автомобиле" Б.А. Спасского, опубликованный в "Синем журнале", 1914.
49. "На русском автомобиле по Африке". Очерк Андрея Платоновича Нагеля в журнале "Нива" №9, 1914.
50. Евгений Михайлович Кузьмин. "По Африке на автомобиле" (кругом Средиземного моря). Изд-во журнала "Автомобиль", тип. Альтшулера, С.-Петербург, 1915.
ИСТОЧНИКИ:
1. Наталья Ladyzarulem. "Автомобилизм и формирование группы автомобилистов в России. Специализированные газеты, журналы и клубы." Golos.id, (Автомобилизм и формирование группы автомобилистов в России. Специализированные газеты, журналы и клубы. Историческое исследование Часть 2 | Блокчейн Голос (golos.id))
2. Cтраницы персонального сайта МОРЕМХОД (moremhod.info/index.php/library-menu/34-strana-kotoroj-bolshe-net/252-pervoe-rossijskoe-avto
3. И. Баранцев. "И хруст французской втулки". Коммерсант-Автопилот, 20.07.2015 (kommersant.ru/doc/2772926)
4. Л.Н. Беляева, М.К. Зиновьева, М.М. Никифоров. Библиография периодических изданий России 1901-1916. Том 1-3. Изд. ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, Ленинград, 1958-1960. (www. imwerden.de)
5. Андрей Мятиев. Музей истории велосипедного дела в России. (www.old-velo.ru/press.shtml)
6. фотоархив Рустама Бикбова.
7. Сергей Знаемский. "Колеса и перья. История болезни русской автомобильной журналистики.". Авторевю №9, 2019 (autoreview.ru/articles/pryamotok/kolesa-i-perya-1)
8. "Украинской автомобильной прессе исполнилось 102 года". AUTO Consulting, 19.01.2016 (autoconsulting.ua/article.php?sid=35188)
© Dottore & Dottore.Ru, 2022 специально для © MBCM.ru, 2022.