© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 40. Первые автомобили в западных областях Российской Империи.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Гельсингфорсе, Ревеле, Риге, Вильне, Минске, Варшаве, а также в Кёнигсберге.

Карта Российской Империи.


01. Карта Остзейских губерний Российской Империи.


Финляндское Королевство. Гельсингфорс (Хельсинки).

02. Таксомотор Adler. Гельсингфорс, 1908.

03. Такси NAG в Гельсингфорсе, 1912.


Ревель (Таллинн). Тарту.

5 сентября 1896 г. впервые на улице Копли в Ревеле увидели автомобиль. Это был Benz Velo с мотором 1 литр и мощностью 1,5 л.с. По сути, это была, конечно, коляска с мотором, каковыми являлись все первые автомобили. А первый "настоящий автомобиль" в Ревеле появился только в 1902 году. Его хозяином был капитан Беломорского полка Фёдоров (Судя по всему, Фёдоров Сергей Антонович, капитан 89-го пехотного Беломорского полка). Источники никак не объясняют появление автомобиля у скромного офицера.

Следующий "мотор" в Эстляднии появился только через четыре года, в 1906 году, а через пару лет было уже шесть автомобилей. Многие автомобилисты Эстляндии, и территории нынешней Эстонии, входившей в состав Лифляндской губернии, состояли членами рижского Балтийского Автомобиль- и Аэро-Клуба, и участвовали в его деятельности.

Среди первых автовладельцев в Эстляндии был Леопольд (Лев Рейнгольдович) фон Валь из Люстивере (Пылтсамаа), участник Балтийского Авто и Аэро-Клуба, у него были автомобили Mercedes 18/50HP и Benz. А также Николай Кох из имения Вохнья (Ляэне-Вирумаа), известный предприниматель из Таллина, он также был участником БААК, и владел "Бенцем" 10/30HP. Ещё одними из первых владельцев были братья Генрих, Гуго и Альфред фон Стрик. Генрих был студентом юриспруденции в Тартусском университете, и участвовал в гонках в 1914 на автомобиле Mercedes 10/25HP старшего брата Гуго.

04. Автомобиль Бенц помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.


Рига

В Риге первый автомобиль появился в 1896 году. Перед глазами удивленных рижских обывателей предстала французская двухместная самодвижущаяся карета "Панар-Левассор". Тарахтящее чудо развивало бешеную скорость в 20 км/час. Авто было приобретено "для нужд железной дороги", и первым рижским водителем стал управляющий той дороги г-н Мажевский (это событие, в равной степени, относится как к Риге, так и к Вильне).

Всего через три года после появления первого автомобиля на улицах лифляндской столицы рижане их стали делать сами. В 1899 году на Александровской улице заработала фабрика А. Лейтнера по производству автомобилей. И это была одна из самых первых попыток автомобилестроения в Российской Империи.

Еще в конце XIX века Гуго Герман Мейер открыл в Риге первое агентство по продаже автомобилей и стал представителем немецкой фирмы "Бенц" в Прибалтийском крае. В июне 1899 года, во время первой автомобильной выставки в Риге, г-н Мейер продал первый Benz Velo одному из жителей Риги, чьё имя история не сохранила.

05. Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера. Рига, 1899.


А в 1901 году из ворот фабрики "Россия" Александра Лейтнера и К° выехал первый автомобиль, собранный в Риге.

06. Автомобиль, выпущенный фабрикой А. Лейтнера в 1901 году.


В 1902 году министр путей сообщения М.И. Хилков совершил поездку по Лифляндии, с целью изучить качество дорог. Он проехал на автомобиле из Виндавы (Вентспилс) в Либаву (Лиепая) - более 100 вёрст.

Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году - Общество велосипедистов "Унион" создало автомобильную секцию, председателем которой стал Александр Лейтнер, владелец Автомобильной Фабрики "Россия". Весной 1908 года на базе Автомобильной секции общества "Унион" был создан Рижский клуб автомобилистов, председателем стал Гуго Герман Мейер, на следующий год его сменил Рудольф Фрейзингер, совладелец фабрики "Руссия", изготовлявшей автомобильные шины, а А. Лейтнер занял пост вице-председателя.

Среди первых автовладельцев - граф Эрмес (Фёдор Фёдорович) фон Берг. Уже в 1903 году он путешествовал на автомобиле по Франции. В числе прочих авто, у него был Mercedes Simplex 25HP 1908 года с кузовом фабрики А. Лейтнера, и Mercedes Knight 16/40HP 1913 года с кузовом знаменитого ателье Erdmann & Rossi, на котором он выступал в 3-й гонке на приз Виктории.

07. Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.


Первопроходцами были также братья Адольф и Волдемар фон Вульф из имения Цесвайне, которые в 1903 купили первые в Видземе автомобили, и отправили своих кучеров на курсы водителей в Цесис. Позже братья Вульфы устроили первые в округе автогонки по Псковскому шоссе. Одним из известных рижских автомобилистов был Людвиг Поссельт, предпринявший попытку автопробега в Тегеран в 1910, и, спустя год, успешно осуществивший ее на автомобиле Benz.

Шанс стать автомобильной столицей Балтии и всей России Рига получила в 1908 году, когда по Высочайшему повелению на Русско-Балтийском вагонном заводе началась разработке первого российского автомобиля. И уже через год, 8 июня 1909 года первый российский автомобиль был готов.

08. Автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).


Вильна (Вильнюс)

Вильна в начале ХХ века долгое время оставалась тихим провинциальным городом. Даже на фотографиях 20-30-х годов автомобили не часто мелькают на фотографиях.

09. На фотографиях Вильнюса начала ХХ века ещё пока мало автомобилей. Вильна, возле "Гранд Отеля" (сегодня Grand Hotel Kempinski Vilnius), 1915.

Однако любителям полистать подшивки старых газет попадаются интересные заметки. По сообщению в газете "Северо-Западное слово", весной 1903 года появился первый автомобиль в Вильнюсе. Источники утверждают, что с 1903 по 1909 год в Вильне был всего один автомобиль. В 1908 году он попал на страницы газет, как виновник происшествия на Кафедральной площади. Однако, замечу, что в заметке фигурирует автомобиль под номером 4, поэтому легко предположить, что машин в 1908 году было явно больше одной.

10. Газетная заметка о дорожном происшествии в Вильне, 1908.

Есть, однако, ещё одно свидетельство о появлении первого автомобиля гораздо раньше. В 1896 году Министерство путей сообщения выделило средства на приобретение служебного Panhard et Levassor 4CV для начальника дистанции пути инженера Мажевского. На тот момент это был второй, после Benz Victoria, автомобиль, выпускавшийся серийно.

11. Именно такой Panhard et Levassor 4CV 2 был первым автомобилем в Вильне в 1896 году.

К 1908 г. автомобиль износился настолько, что уже не мог, как было написано в рапорте, "преодолевать подъёмы на дороге между Шавлями и Таурогенями" (современные Шяуляй и Таураге). Начальство решило его списать и продать с торгов. После 1908 г. следы первого автомобиля в Литве теряются…

12. "Мерседес" Кайзера Вильгельма II в Вильне, 1917.


Восточная Пруссия (*). Кёнигсберг (Калининград)

(*) Хотя Восточная Пруссия никаким боком не входила в Российскую Империю, я включил эту территорию в свои очерки потому, что в те времена она была тесно связана с балтийскими городами, а сейчас является российской территорией, и её история мне тоже интересна.

13. Князь Сципионе Боргезе (за рулём "Итала") и журналист Луиджи Бардзини. Кенигсберг, 1907.

14. Автомобиль Benz в Тильзите на Гартенштрассе, 28. 1910-е гг.

15. Стоянка такси на Muenzplatz, Кенигсберг. Открытка, 1915.

Восточная Пруссия, как и Польша, и Лифляндия, ввиду своей близости к Европе, довольно быстро увидела первые автомобили. Кроме того, в Восточной Пруссии в 1898 году была основана автомобильная фабрика "Комник", чьи автомобили хорошо себя зарекомендовали в автопробегах 1907-1912 гг. Старший сын основателя фирмы Бруно Комник участвовал в пробегах на приз Принца Генриха в Германии и на приз императора Николая II в России. К предвоенным годам Кенигсберг довольно значительно автомобилизован.

16. Автомобили Komnick 17/50PS из команды "Комник", участники пробега С.-Петербург - Севастополь, 1911.

17. Королева Пруссии Августа Виктория посещает Шталупённен (Нестеров), 1916.

18. Автомобиль на улице Тильзита (Советска), 1917.

19. Кёнигсберг. Штайндамм. Здесь располагался салон "Мерседес-Бенц" перед Второй мировой войной.


Минск. Витебск. Слуцк. Гомель.

Как я писал ранее, приобретение первых автомобилей на территории современной Беларуси приписывают князьям Радзивиллам из Несвижа и Пашкевичам из Гомеля. Но прежде - как и в Вильно - появилась машина, приобретенная Министерством путей сообщения в 1895/6 году. В 1913 году, с развитием таксомоторных услуг, появляется первая минская стоянка такси в Александровском сквере рядом с городским театром (сегодня - театр им. Янки Купалы). К середине 1914 года в Минске было 6 такси, среди них французский Darracq, американские Oldsmobile, Ford, немецкие Mercedes, Opel.

20. Стоянка такси в Александровском сквере, Минск.

А первая машина появилась в 1895 или 1896 году - это был Panhard Levassor, купленный по распоряжению министра путей сообщения князя М.И. Хилкова для Ковенского округа (с 1901 - Виленский округ), о котором уже упоминалось выше. Первыми частными автовладельцами считаются князь Радзивилл из Несвижа и Пашкевич из Гомеля.

21. "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.

К 1915 году в Минске было около 20 автомобилей. В то время их можно было заказать у дилеров в С.-Петербурге, Риге или Москве, или же напрямую из Германии, как, к примеру, минчанин гр. Неусыхин купил "Мерседес" в Берлине, а сын банкира Брауде купил "Форд Т" в Гамбурге. У минчанина Василия Терещенко было 3 автомобиля, по 2 - у несвижского князя Радзивилла, у княгини Паскевич и у М. Перельмутера из Минска. У помещика Гребницкого был 50-сильный "Мерседес" и 20-сильный "Бенц". Автомобили были у губернатора Минска А.Ф. Гирса (тёмно-синий "Бенц"), у генерала Новосильцова и у аристократа-спортсмена Любанского. Некоторые зажиточные крестьяне также могли себе позволить автомобиль, который стоил тогда не менее 2000 рублей. Минский крестьянин Раков владел автомобилем, а у витебского крестьянина Терехова был даже "Бенц".

22. Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.

23. Машины автопробега Москва - Рига в Витебске. (фото из журнала "Огонек", № 32, 1911 год)

24. Автомобиль "Уайт" под №29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.

Первый общественный транспорт в Беларуси появился в 1909 году. За год до этого бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером основал акционерное общество "Предприятие срочного автомобильного сообщения". В 1909-м "Предприятие" приобрело три автобуса и организовало перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк - Старые Дороги и Слуцк - Ляховичи.

25. Автобусы фирмы N.A.G. Слуцк.

26. Автомобили на Alexanderstrasse в г. Пружаны, Гродненская губерния, 1916. (изначально, при Великом Княжестве Литовском - ул. Сялецкая, в Российской Империи - Александро-Невская, при поляках - Дамбровского, в немецкую оккупацию - Langestrasse, в СССР - Коммунистическая, с 1993 - ул. Рыгора Шырмы)

27. Автомобильное движение на Захарьевской улице, Минск, 1917.

28. В тех местах, где складов "Товарищества Бр. Нобель" не было, моторное топливо отпускалось через агентов, крупнейшим из которых был торговый дом "Метеор".


Польское Царство. Варшава. Люблин.

Царство Польское, ввиду своей близости к европейским странам, быстрее всех осваивало западноевропейские технические новинки. Первый автомобиль появился в Польше 25 августа 1896 г., это был Benz Vis-a-Vis, принадлежавший промышленнику Станиславу Гродзскому.

29. Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.


Журнал "Циклист" в 1897 году сообщал о поездке двух варшавских спортсменов, гг. Гродзского и Наимского, в Париж, с целью принять участие в гонке Париж-Дьепп. Станислав Гродзский был один из самых первых автомобилистов в России, представитель фирмы "Пежо", а Сигизмунд Наимский - секретарь редакции польского журнала Cyclista.

7 декабря 1909 года в в Варшаве было учреждено Автомобильное общество Королевства Польского. Князь Владислав Друцкий-Любецкий был избран президентом Общества, а Станислав Гродзский - генеральным секретарем. Одним из первых мероприятий клуба стал пробег Варшава - Лодзь - Люблин - Варшава длиной 282 версты.

Что касается общественного транспорта, то в 1902 году грузинским князем Накашидзе, графом Потоцким и полковником Головиным было учреждено в Варшаве общество на паях по эксплуатации автомобилей "Большой международный гараж", и организовано регулярное движение автобусов в Люблинской губернии.

30. Мерседес 55/60 HР графа Юзефа Потоцкого. Варшава, 1909.

В 1904 году механик В. Шиндлер и инженер Г. Бжеский построили на экипажной фабрике "В. Романовский" (W. Romanowski) в Варшаве два восьмиместных самодвижущихся омнибуса. Их заказали предприниматели Янковский и Дызыньский, получившие разрешение на пассажирские перевозки в Люблинской губернии. На маршрут машины вышли в июле 1904 года, а позднее ездили из Люблина в Варшаву.

31. Автобусы "Романовский" на маршруте в Люблинской губернии. 1904 г

32. Такси Opel. Варшава, 1914 г.

33. Автомобиль в Штеттине (г. Щецин), 1916.

34. Свидетельство об окончании школы шоффёров. Варшава, 1916.



ФОТОГРАФИИ:

01. Карта Остзейских губерний Российской Империи.
02. Таксомотор Adler. Гельсингфорс, 1908.
03. Такси NAG в Гельсингфорсе, 1912.
04. s31_03 Автомобиль Бенц помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.
05. s30-03 Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера. Рига, 1899.
06. Автомобиль, выпущенный фабрикой А. Лейтнера в 1901 году.
07. p35-EB_01 Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.
08. s31_01 Автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).
09. На фотографиях Вильнюса начала ХХ века ещё пока мало автомобилей. Вильна, возле "Гранд Отеля" (сегодня Hotel Kempinski), 1915.
10. Газетная заметка о дорожном происшествии в Вильне, 1908.
11. Именно такой Panhard et Levassor 4CV 2 был первым автомобилем в Вильне в 1896 году.
12. "Мерседес" Кайзера Вильгельма II в Вильне, 1917.
13. Князь Сципионе Боргезе (за рулём "Итала") и журналист Луиджи Бардзини. Кенигсберг, 1907.
14. Автомобиль Benz в Тильзите на Гартенштрассе, 28. 1910-е гг.
15. Стоянка такси на Muenzplatz, Кенигсберг. Открытка, 1915.
16. Автомобили Komnick 17/50PS из команды "Комник", участники пробега С.-Петербург - Севастополь, 1911.
17. Королева Пруссии Августа Виктория посещает Шталупённен (Нестеров), 1916.
18. Автомобиль на улице Тильзита (Советска), 1917.
19. Кёнигсберг. Штайндамм. Здесь располагался салон "Мерседес-Бенц" перед Второй мировой войной.
20. Стоянка такси в Александровском сквере, Минск.
21. p73-AR_01 "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.
22. s50_02 Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.
23. Машины автопробега Москва - Рига в Витебске. (фото из журнала "Огонек", № 32, 1911 год)
24. s50_05 Автомобиль "Уайт" под №29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.
25. Автобусы фирмы N.A.G. Слуцк.
26. Автомобили на Alexanderstrasse в г. Пружаны, Гродненская губерния, 1916. (изначально, при Великом Княжестве Литовском - ул. Сялецкая, в Российской Империи - Александро-Невская, при поляках - Дамбровского, в немецкую оккупацию - Langestrasse, в СССР - Коммунистическая, с 1993 - ул. Рыгора Шырмы)
27. Автомобильное движение на Захарьевской улице, Минск, 1917.
28. В тех местах, где складов "Товарищества Бр. Нобель" не было, моторное топливо отпускалось через агентов, крупнейшим из которых был торговый дом "Метеор".
29. p72-SG_01 Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.
30. s49_13 Мерседес 55/60 HР графа Юзефа Потоцкого. Варшава, 1909.
31. Автобусы "Романовский" на маршруте в Люблинской губернии. 1904 г
32. Такси Opel. Варшава, 1914 г.
33. Автомобиль в Штеттине (Щецине), 1916.
34. Свидетельство об окончании школы шоффёров. Варшава, 1916.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия). "Кто помнит "Комник"?" Грузовик-Пресс № 08, 2008 (http://www.gruzovikpress.ru/article/2996-marka-komnick-iz-vostochnoy-prussii-i-perviy-vsesoyuzniy-ispytatelniy-avtomobilniy-i-mototsikletniy-probeg-kto-pomnit-komnik/)
03. Станислав Кирилец. "Генезис российского таксомотора". Грузовик-Пресс № 03, 2009 (http://www.gruzovikpress.ru/article/13637-istoriya-taksi-v-rossii-genezis-rossiyskogo-taksomotora/)
04. Дмитрий Ротков. "История отечественного автопрома. Автомобили в регионах Империи". Московскiя Въдомости, 05 декабря 2014 (http://mosvedi.ru/news/lifeway/russian-style/17857.html)
05. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
06. Peking to Paris Motor Challenge, 2007. History - What was it all about? Pekingtoparis.com., Jan 08, 2014. http://www.pekintoparis.com/2007/history.html
07. "Старые альбомы" (фотографии) (http://andcvet.narod.ru/sib1/06/04/asd80.html)
08. RC Forum. https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=262&page=376
09. "Как всё начиналось...". Форум "Беседы о Риге", 21 марта 2005 (http://forum.myriga.info/lofiversion/index.php/t159.html)
10. "Этот день в истории: на улицах Эстонии появился первый автомобиль". Postimees, 05 сентября 2020 (https://rus.postimees.ee/7055462/etot-den-v-istorii-na-ulicah-estonii-poyavilsya-pervyy-avtomobil)
11. "Русская Эстония" (http://russianestonia.eu/index.php?title=Федоров_Сергей_Антонович).
12. "Первые автомобили на улицах Вильны", 31 марта 2007 (https://szhaman.livejournal.com/109637.html)
13. "Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла". Onliner, 31 октября 2012 (https://auto.onliner.by/2012/10/31/history)
14. Геннадий Можейко. "Первыми владельцами авто в Беларуси были Радзивиллы". Комсомольская Правда, 17 ноября 2010 (https://www.kp.ru/daily/24592/760881/)
15. "Визуальный архив Восточной Пруссии" (https://www.bildarchiv-ostpreussen.de/)
16. Форум старинных фотографий. (https://www.forum.antique-photos.com/topic/7181-identifikatsiya-avto-vostochnaya-prussiya/)
17. Д. Якшина и Юрий Грозмани. "Железное сердце Кёнигсберга". (статья по книге Ю.Грозмани). Новые колёса, 07 февраля 2015 (https://www.rudnikov.com/koenigsberg/zheleznoe-serdce-kjonigsberga-kniga-zhu/)
18. "Заправки для господ автомобилистов". Онлайн-журнал "Сибирская нефть" № 159 (март 2019) (https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2019-march/2628807/)





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru