© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 39. Первые автомобили в Восточной Сибири и Приморье.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Красноярске, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке.

Карта Российской Империи.


Восточная Сибирь, Приморье

Красноярск


В 1912 г. в Красноярске всё еще царили извозчики, коих было более трехсот. Однако, в 1895 году, с появлением первого поезда в Красноярске, появились и первые велосипедисты - предвестники автомобилей. В 1909 некий Степан Иванович Зубов подавал прошение об открытии автомобильного извоза от вокзала до базара, однако движение так и не было открыто. Живьём первые автомобили красноярцы видели в 1905, когда партия из 8 машин "Тюрка-Мери" (Turcat Mery), закупленная военным министерством, следовала через Красноярск в Харбин.
В 1907 через Красноярск проходил маршрут ралли Пекин - Париж. Тогда же с гонщиками - князем Боргезе и журналистом Бардзини познакомился владелец Знаменского стекольного завода Андрей Данилов. А в 1910 году у Данилова уже был свой автомобиль - французский Hotchkiss 17CV, а также и у купца А. Гадалова.

01. "Болид" итальянцев, застрявший в сибирской грязи: "Лето 1907 года выдалось холодным и дождливым, но не так страшна сибирская дорога во время дождя, как после дождя", - сетовал водитель: под дождем грязь жидкая и колеса хоть как-то движутся, но после него грязь твердеет и становится как клей. Где-то под Красноярском, 1907.

02. Застрявшая машина пробега Пекин-Париж, недалеко от Канска, 1907.


Иркутск

Самый первый автомобиль появился на иркутских улицах 1 июля 1899 года. Привез его из Франции известный иркутский меценат, купец, владелец оружейного магазина Николай Васильевич Яковлев. Газета "Восточное обозрение" № 149 за 1899 год писала: "В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься". А в апреле 1901 года в городе появилась и машина купца Семена Николаевича Родионова, большого друга Яковлева.

03. Один из автомобилей С.Н. Родионова. Иркутск, 1910-е гг.

04. Benz С.Н. Родионова. У переднего колеса стоит Родионов, на радиатор облокотился его шофёр-немец. Иркутск, 1910.


6 апреля 1906 года Н.В. Яковлев открыл салон продаж автомобилей желающим (магазин находился в доме С.Н. Родионова на углу Большой и Пестеревской). Технические новинки приобрели генерал-губернатор, штаб военного округа и купцы.
Как первый автомобилист города, Яковлев возглавил и возникшее впоследствии общество автомобилистов, коих к 1910 году было 10.

05. Встреча сообщества автомобилистов Иркутска.

06. Реклама магазина Н.В. Яковлева в иркутской газете.


Яковлев был весьма интересным человеком, и чрезвычайно передовым. Его магазин был примечателен тем, что торговал всевозможными техническими новинками, как-то: граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками "Зингер". Сам Яковлев возглавлял общество велосипедистов и отстаивал их права в городской думе. Скорее всего, не без его инициативы был открыт циклодром, ставший первым спортивным комплексом города.

07. Один из первых автомобилей у конторы Знаменского стекольного завода. Енисейская губерния.


В 1915 году купец Иван Николаевич Алексеев, к тому времени - владелец автомобиля Berliet, открыл первую в Иркутске автошколу "Практические курсы шофферов при первом автомобильном гараже" (на улице Пестеревской, ныне Урицкого).

08. Benz И.Н. Алексеева, семья Алексеева на автомобильной прогулке. Иркутск.

09. Автомобиль "Бенц" И. Н. Алексеева на главной аллее Интендантского сада. Иркутск, 1910-е гг.


Ну и нельзя не упомянуть о знаменитом ралли Пекин - Париж 1907 года: Н. В. Яковлев и С. Н. Родионов торжественно встречали у Амурской заставы лидера гонки Боргезе, который опережал соперников на два дня. Было снято памятное фото (об этом упоминали газеты), не дошедшее, увы, до наших дней.

10. Два "Де Дион-Бутон", участники ралли Пекин-Париж, на выезде из Иркутска, 1907.

11. "Итала" князя Боргезе, участника ралли Пекин-Париж, недалеко от Иркутска, 1907.


Приамурье, Благовещенск

Согласно источникам, примерно в 1913 в Приамурье начали появляться автомобили. Одним из первых был грузовик управления по строительству железной дороги. Один легковой был в собственности Переселенческого управления. И ещё был один автобус. В 1915 появилась первая контора по перевозке пассажиров, о чём сообщила газета "Благовещенское утро" от 8 апреля 1915. Однако, в архивах находятся фотографии, датированные 1910 годом.

12. Переправа на пароме через реку Черный Урюм. На пароме - Benz 10/20. 37-я верста Амурской железной дороги, возле станции Сбега, 1910.

13. Почтовые автомобили, в том числе два "Бенца", в гараже почтовой конторы Благовещенска, 1910-е гг.

14. Автомобили "Бенц" почтовой конторы Благовещенска, 1910-е гг.


Хабаровск


Самые первые два автомобиля, официально зарегистрированные и принадлежавшие гражданам Хабаровска, появились летом 1911 года. Один - у губернатора края Николая Гондатти (*), другой - у инженера-строителя Алексея Николаева. В феврале 1912 года на строительство Амурской железной дороги прибыло три грузовика и девять автобусов "Бенц", рассчитанных на 11 пассажиров, а десятый автобус был приспособлен для езды по рельсам.

15. Автомобили "Бенц" на станции Гондатти Амурской железной дороги, 1915.

16. Автобус-дрезина Benz-Gaggenau DO 11 работал на Средне-Амурской железной дороге, 1910.


(*) Николай Львович Гондатти - исследователь Сибири, губернатор Томской губернии (1908-1911), Приамурский генерал-губернатор (1911-1917), почётный гражданин Томска, Новониколаевска, Хабаровска. Его именем названа станция Амурской железной дороги (г. Шимановск сегодня)

Издававшаяся в то время газета "Приамурская жизнь", в номере от 2 августа 1912 года сообщала читателям, что частный предприниматель Шошин выписал из Германии один шестиместный автомобиль и открыл пассажирское сообщение между центром города и базой Амурской флотилии. Известно, что в 1913 году несколько автомобилей было у гласного городской думы Константина Лазаревича.

Приморье, Владивосток


По некоторым сведениям, первый автомобиль из Гамбурга летом 1906 г. привез купец Дикман. Это был автомобиль "Даймлер" с двигателем в 9 л. с. В сентябре того же года купец Ион Карлович Бергау получил от городской управы разрешение на поездку по городу на автомобиле и трехколесном моторе (мотоцикле) с целью "…показания публике и своей надобности".
Уже в 1907 г. группа энтузиастов предпринимает попытку совершить первый автопробег до Никольск-Уссурийска (сегодня - г.Уссурийск), к которому подвели дорогу совсем недавно. Постепенно автомобили приобретают известные в городе люди: Гонцов, Громаздский, братья Пьянковы, Тыртов.

К 1913 г. во Владивостоке открывают свои представительства "Бенц", "Лаурин и Климент", "Форд", а через год - "Хапмобиль". Тогда же открылось несколько автомастерских. Одна из них принадлежала Владиславу Львовичу Бергау, племяннику купца И.К. Бергау. Он научился водить ещё раньше, на машинах дяди, но на свою машину не хватало средств. Теперь же он смог съездить в США, и оттуда привезти новенький "Форд Т".

17. Реклама автомобилей "Форд" Торгового дома Братьев Синкевич во Владивостоке.


В это же время на улицах Владивостока появляются первые 4 такси, первая карета "Скорой помощи", а в 1915 г. пожарные тоже приобрели 2 машины.

Нельзя не отметить и вклад военных в развитие автомобильного транспорта в городе. До 1911 года у военных в наличии был всего 1 автомобиль, который обслуживал штаб крепости. Благодаря положительным результатам различных испытательных пробегов, военное ведомство начинает активно закупать автомобили для воинских частей и гарнизонов. Так, при строительстве фортификационных сооружений в тяжелых дорожных условиях немецкие грузовики "Бенц" и "Зауер" показали себя с самой лучшей стороны.

18. Benz 10/20. Начальник Штаба Владивостокской крепости генерал-майор А.П. Будберг (первый слева) и комендант Владивостокской крепости генерал-лейтенант А.Н. Нищенков (второй слева) с офицерами в автомобиле. Деревня Романовка, ноябрь 1912.

19. Генерал-майор барон Алексей Павлович фон Будберг в автомобиле Benz 10/20. Деревня Романовка, ноябрь 1912.

20. Начальник штаба Владивостокской крепости генерал-майор А.П Будберг с офицерами в автомобиле Benz 10/20. Деревня Романовка, ноябрь 1912.


Конечно, недовольные ростом количества автомобилей и их скоростями были и будут всегда. В газете "Дальний Восток" в 1916 году разъяренный автор писал: "…Что за катание на автомобиле? Во-первых, оно само по себе глупо и бессмысленно, но уж если человек одержим этой глупостью, то езжай за город и мчись там до тех пор, пока не сломается машина. Но летать по городу и давить народ?"

Помимо выполнения основных функций по перевозке военных грузов и снаряжения, несения курьерской службы, военные автомобилисты устраивали также и испытания автомобильной техники. В конце июня 1914 г. начальник крепостной автомобильной команды штабс-капитан Головачев на отечественном автомобиле "Руссо Балт" предпринял попытку совершить испытательный автопробег до Санкт-Петербурга. Только обострившаяся военно-политическая обстановка помешала осуществлению смелого замысла. Офицер доехал до Читы, но был вынужден вернуться к месту службы.

21. "Руссо-Балт" Головачёва в путешествии по Сибири, 1914.

22. Машина Головачёва погружена на платформу, для отправки обратно во Владивосток. Чита, 1914.



ФОТОГРАФИИ:

01. "Болид" итальянцев, застрявший в сибирской грязи: "Лето 1907 года выдалось холодным и дождливым, но не так страшна сибирская дорога во время дождя, как после дождя", - сетовал водитель: под дождем грязь жидкая и колеса хоть как-то движутся, но после него грязь твердеет и становится как клей". Где-то под Красноярском, 1907.
02. 1907 застрявшая машина пробега Пекин-Париж, недалеко от Канска, 1907.
03. Один из автомобилей С.Н. Родионова. Иркутск, 1910-е гг.
04. Benz С.Н. Родионова. У переднего колеса стоит Родионов, на радиатор облокотился его шофёр-немец. Иркутск, 1910.
05. Встреча сообщества автомобилистов Иркутска.
06. Реклама магазина Н.В. Яковлева в иркутской газете.
07. Один из первых автомобилей у конторы Знаменского стекольного завода. Енисейская губерния.
08. Benz И.Н. Алексеева, семья Алексеева на автомобильной прогулке. Иркутск.
09. Автомобиль "Бенц" И. Н. Алексеева на главной аллее Интендантского сада. Иркутск, 1910-е гг.
10. Два "Де Дион-Бутон", участники ралли Пекин-Париж, на выезде из Иркутска, 1907.
11. "Итала" князя Боргезе, участника ралли Пекин-Париж, недалеко от Иркутска, 1907.
12. Переправа на пароме через реку Черный Урюм. На пароме - Benz 10/20. 37-я верста Амурской железной дороги, возле станции Сбега, 1910.
13. Почтовые автомобили, в том числе два "Бенца", в гараже почтовой конторы Благовещенска, 1910-е гг.
14. Автомобили "Бенц" почтовой конторы Благовещенска, 1910-е гг.
15. Автомобили "Бенц" на станции Гондатти Амурской железной дороги, 1915.
16. Автобус-дрезина Benz-Gaggenau DO 11 работал на Средне-Амурской железной дороге, 1910.
17. Реклама автомобилей "Форд" Торгового дома Братьев Синкевич во Владивостоке.
18. Benz 10/20. Начальник Штаба Владивостокской крепости генерал-майор А.П. Будберг (первый слева) и комендант Владивостокской крепости генерал-лейтенант А.Н. Нищенков (второй слева) с офицерами в автомобиле. Деревня Романовка, ноябрь 1912.
19. Генерал-майор барон Алексей Павлович фон Будберг в автомобиле Benz 10/20. Деревня Романовка, ноябрь 1912.
20. Начальник штаба Владивостокской крепости генерал-майор А.П. Будберг с офицерами в автомобиле Benz 10/20. Деревня Романовка, ноябрь 1912.-
21. "Руссо-Балт" Головачёва в путешествии по Сибири, 1914.
22. машина Головачёва погружена на платформу, для отправки обратно во Владивосток. Чита, 1914.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
03. Peking to Paris Motor Challenge, 2007. History - What was it all about? Pekingtoparis.com., Jan 08, 2014. http://www.pekintoparis.com/2007/history.html (В 2015 году в Кирове, Россия, был воздвигнут памятник автомобилю Боргезе. Памятник, врученный городу Кировским шинным заводом Pirelli, представляет собой модель автомобиля Itala 35/45 HP и отмечает факт его проезда через Вятскую губернию с остановками в Малмыже и Елабуге)
04. "Старые альбомы" (фотографии) (http://andcvet.narod.ru/sib1/06/04/asd80.html)
05. RC Forum. https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=262&page=376
06. Миханёв Артур Петрович. "Из истории транспорта в Красноярске", Краскомпас, 19 ноября 2016 (https://www.kraskompas.ru/nash-gorod/istoriya/ist-zametki/item/1211-iz-istorii-transporta-v-krasnoyarske.html)
07. "Люди Красноярска и окрестностей", 27 сентября 2015 (https://humus.livejournal.com/4647203.html?thread=84451619)
08. "10 "лошадок" и 12 верст в час": автомобильная история Красноярска", Newslab.ru, 29 января 2020 (https://newslab.ru/article/946275)
09. "Первый автомобиль в Иркутске". Иркипедия: новости Иркутска, 13 июля 2012. (https://irkipedia.livejournal.com/116388.html)
10. "Несколько карт по истории Иркутской губернии", 09 декабря 2020 (https://www.liveinternet.ru/tags/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E0%FF+%E3%F3%E1%E5%F0%ED%E8%FF/page2.html)
11. Василий Ларин, Александр Баракин. "Автомобильная история Иркутска", 20 сентября 2015 (https://visualhistory.livejournal.com/1224315.html)
12. Александр Баракин. "Ретро. Первые автомобили Иркутска", Автомаркет+Спорт № 02/2010, 29 января 2010 (http://38a.ru/art/view/02retro_2010)
13. Берестёнев Рудольф Георгиевич. "Отапливается бензином...", Прибайкалье, 28 июня 2011 http://www.pribaikal.ru/ziminskij_article/article/9842.html (Фрагмент из книги Р.Г. Берестенева "Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени" - Иркутск, "Анком", 2008.)
14. Ольга Михайлова. "Купец Яковлев - иркутский торговец техническим прогрессом". Журнал "Капиталист" № 6 (16), декабрь 2006 - январь 2007 (http://www.kapitalpress.ru/kapitalist/archive/2006/16/391/)
15. RC Forum. https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=262&page=376
16. "Когда в Приамурье появились первые автомобили", Благовещенск bez formata, 30 января 2015 (https://blagoveshensk.bezformata.com/listnews/priamure-poyavilis-pervie-avtomobili/29024374/)
17. Порт-Амур, блоги (https://portamur.ru)
18. "История становления и развития пассажирского транспорта в Хабаровске" (реферат), 01 июня 2015 (https://www.yaneuch.ru/cat_06/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-passazhirskogo/590576.3512410.page1.html)
19. Андрей Мирмович, Константин Пронякин. "Три дня рождения хабаровской ГИБДД". Дебри-ДВ, 03 июля 2015 (http://debri-dv.com/article/11762/tri_dnya_rozhdeniya_habarovskoy_gibdd)
20. "Автомобильный вирус". Бортовой Журнал Владивостока, 31 июля 2012 (фотографии предоставлены Приморским государственным объединенным музеем им. В. К. Арсеньева) (http://airvl.ru/avtomobilnyiy-virus.html)





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru