© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 38. Первые автомобили на Урале и в Западной Сибири.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Вятке, Екатеринбурге, Уфе, Омске, Новониколаевске.

Карта Российской Империи.


Предуралье и Урал.
Вятка.

В начале ХХ столетия в Вятской губернии не было ни одного автомобиля, но в феврале 1906 года тихие улицы Вятки огласились рёвом мотора. Это был купец и заводчик Кузьма Лаптев на своей "адской машине", как её окрестили местные жители.
Газета "Вятская жизнь" писала 18 февраля 1906: "Третьего дня, известный в Вятке любитель разных диковинок Кузьма Лаптев показал вятчанам свой автомобиль. Конечно, ни у одного благоразумного человека не могло бы явиться желание кататься по несовершенным улицам на совершенной колымаге. Но для иных господ - законы не писаны. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит, отчего встречные лошади бесятся, и кидаются в сторону, опрокидывают сани и калечат ездоков. Об этом было заявлено полиции, но она не осмелилась задержать такую особу, как Кузьма Лаптев". Газеты и общественность ополчились на Лаптева, однако всего через три месяца в городе появился второй автомобиль, и принадлежал он вице-губернатору, после чего все нападки моментально прекратились.

01. Кузьма Лаптев.


По свидетельству мемуариста Бориса Сергиева, у Лаптева был "Фиат": "Приобрел автомобиль фирмы "Фиат" и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видавших ранее автомобиля."

02. Памятник в г. Кирове автомобилю "Итала" князя Боргезе. (* В 2015 году в Кирове, Россия, был воздвигнут памятник автомобилю Боргезе. Памятник, врученный городу Кировским шинным заводом Pirelli, представляет собой модель автомобиля Itala 35/45 HP и отмечает факт его проезда через Вятскую губернию с остановками в Малмыже и Елабуге)


Екатеринбург

В мае 1913 года в Екатеринбурге появился первый автобус. Его появление носило, скорее, символический характер, - всего 4 дня он ездил по маршруту, однако это был важный прецедент, созданный местным предпринимателем Владимиром Ярутиным и московским купцом Владимиром Бочарниковым . У Бочарникова было два "Форда" с деревянными кузовами и колесами - деревянные ступицы на ночь приходилось снимать и замачивать в бочках с водой, чтобы не рассохлись, а утром - вытаскивать и натягивать шины.
Появление первого автомобиля в Екатеринбурге связано с семьей Злоказовых. Братья Пётр, Николай и Фёдор Алексеевичи Злоказовы были успешными предпринимателями, владевшими текстильным и винокуренным производством, химической и стекольной фабрикой, построившие церковь и несколько школ, сохранившихся до сих пор. В 1910 г. "Торговый дом Братьев Злоказовых" распался на отдельные товарищества под управлением детей трёх братьев. После 1917 г. многие из них эмигрировали в Китай, Японию, Аргентину, США.

03. Автомобиль семьи Злоказовых, первый в Екатеринбурге.

04. С.Ф. Злоказов с женой Марией.


По свидетельству фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, в 1913 году в Екатеринбург был доставлен автомобиль "Форд-Т" в помощь инженерной экспедиции.

Уфа

В основном, о первых автомобилях в российских городах сообщают документы 1914 года. Более ранние сведения отрывочны и нечётки. Так и в Уфе, краеведы осторожно говорят о "начале ХХ века", не называя год. Однако, некоторые сведения из архивных фондов позволяют полагать, что первые автомобили появились в Уфе около 1906 года. Вполне вероятно, что это был помещик С.С. Джантюрин.
Осенью 1906 "Уфимский вестник" сообщал: "Так, один из местных коммерсантов приобрёл мотор, и не сообразив, что скорая езда на моторе со звонками напугает всех встречных лошадей, катался 22 сентября по центральным улицам, наводя страх и ужас на некультурных уфимских лошадей." В 1907 году местная пресса упоминает уже двоих автовладельцев - инженера-путейца Самаро-Златоустовской железной дороги Александр Антонович Серебренникова (судя по сохранившейся переписке, это был подержанный "Олдсмобиль"), и купца и предпринимателя Александра Фёдоровича Чижова.

05. Александр Фёдорович Чижов.


Про первый его автомобиль ничего не известно, а вот второй у Чижова был "Фиат-Ландо", который он приобрёл уже в 1908 г. В том же году известный уфимский предприниматель Сергей Васильевич Видинеев приобретает довольно мощный "Даррак". И каждый год список автовладельцев прирастает новыми именами. Известно, что уфимцы, наподобие автомобильного клуба, любили выезжать совместно на природу. 23 мая 1910 в "Уфимском вестнике" появилась первая реклама автомобилей Benz & Cie. и Gaggenau.

06. Автомобиль А.Ф. Чижова марки Fiat.


В 1907 через Уфу проехала часть участников ралли Пекин-Париж, а в 1908 - пробег из Москвы в Семиреченскую область Туркестанской губернии (сегодня это Алма-Ата) Н.Ф. Чернова и Н.В. фон Любе на "Опеле". Но и сами уфимцы начинают осваивать просторы за пределами родного города: Чижов в 1907 г. совершил поездку до Усолки (совр. Красноусольск), а годом позже Видинеев организовал поездку до Казани через Бирск и Елабугу, а тот же Чижов, опробовал новый автомобиль в пробеге Уфа - Оренбург.

07. Itala князя Боргезе в Сибири (фото из книги Бардзини), 1907.

08. Выезд уфимцев за город, 1909. (из архива Владимира Иванова)


Один из участников пробега, под псевдонимом "Виталий Горный" (видимо, В.А. Гассельблат) опубликовал в газете "Вестник Уфы" репортаж об этой поездке под названием "На автомобиле от Уфы до Оренбурга (Путевые заметки)": "Население лежащих на пути деревень радушно встречало нас и с изумлением смотрело на невиданный экипаж. Особенно много радушия и наивно-детского восторга проявляли татары и башкиры. При виде, как автомобиль летит, местами 40-50 вёрст в час, в их воображении, конечно, вставал "шайтан". И ночью, когда два фонаря, освещающих путь на 50 сажен, можно издали принять за два глаза какого-то чудовищного, быстро двигающегося зверя, это сравнение, несомненно, было вполне законно; характерная фраза: "шайтан гуляет" имела тогда смысл".

09. Выезд уфимцев за город, в центре - автомобиль Бенц, 1909.


В 1911 Видинеев записался на автопробег Москва-Симферополь, но, по каким-то причинам, не смог явиться на старт. Большой отклик имел автопробег в августе 1913 года по маршруту Екатеринбург - Казань, вдоль трассы будущей железной дороги (то есть через Янаул) на семи "Мерседесах", организованный председателем правления Московско-Казанской магистрали Н.К. фон Мекком.

10. Один из первых автовладельцев Уфы Сергей Стуколкин (фото из архива Владимира Иванова).


Западная Сибирь
Омск, Тобольск

Осенью 1913 первый автомобиль появился в Тобольске. Счастливым обладателем стал купец Скляров, вернувшийся из Варшавы после удачной сделки, и начавший сорить деньгами направо и налево.


По слухам, первый автомобиль в Омске появился в конце XIX века, чуть ли не раньше обеих столиц, и это было французское авто "Жорж Ришар" из города Лион (Франция). И хотя первые автомобили были открытые, без крыш, сибиряки не собирались дожидаться изобретения закрытого автомобиля, более подходящего климату, а финансы позволяли идти в ногу со столичной элитой.

11. Первый омский автомобиль выставлен в краеведческом музее Омска.


Первым автовладельцем называют секретаря Омской городской управы. Его автомобиль, с деревянными колесами, часто ломался, и, так как чинить его было некому (откуда автослесарь в Сибири в начале ХХ века?), то частенько его автомобиль передвигался по городу, запряженный парой лошадей. Автомобиль пережил две мировые войны, и сохранился до наших дней.

12. Судя по табличке, автомобиль был отреставрирован, но лучше бы этого не делали.


Дело в том, что в 1913 году его купил паровозный машинист омич В.А. Кельчевский, и пытался безуспешно, ввиду отсутствия запчастей, отремонтировать его. В результате, автомобиль простоял в сарае до 1959 г., а в 1961 был передан в музей (Омский государственный историко-краеведческий музей). Самого Владислава Антоновича постигла печальная участь многих - в 1938 он был арестован НКВД и расстрелян.

13. два отставших от князя Боргезе экипажа на машинах DeDion-Bouton на остановке в степи, в 60 километрах от Омска. Участники пробега Пекин - Париж, 1907.


Томск - Новониколаевск (Новосибирск) - Бердск

Первый автомобиль в Томске не выдержал плохих дорог, и сломался в первый же день - 13 апреля (по старому стилю) 1902 года, о чём сообщил "Сибирский вестник" № 84: "13 апреля, часов в семь вечера томичи могли любоваться невиданным еще у нас зрелищем: по центральным улицам один из томских спортсмэнов прокатывался на бензиновом автомобиле. Езда на автомобиле - дело у нас невиданное, а потому нечего удивляться тому обстоятельству, что за спортсмэном бродила целая толпа праздных зевак. Недолго, кажется, автомобилисту пришлось пользоваться чудным изобретением, дороги наши сделали свое дело: автомобиль, выскакивая из нырка в нырок, из ухаба в ухаб, не выдержал и… поломался. Пришлось владельцу взвалить его на извозчика и отправить домой. Нет, видно, улицы нашего богоспасаемого града не приспособлены для такого рода прелестных изобретений". Впрочем, уже через месяц упомянутый "спортсмен" починил автомобиль, и снова гонял по улицам Томска.

14. Первый автомобиль в Томске в сопровождении велосипедистов, 1902.


Томские газетчики не упомянули в статье фамилию первого автомобилиста, можно только предполагать, что это был один из томских купцов. Таким, кстати, был наследник известной династии купцов Гороховых - Александр Владимирович Горохов учился в Московском университете, увлекался техникой.

15-16. Заметка в "Сибирском вестнике" от 18 апреля 1902.


В 1907 году жители Томска впервые увидели на улицах города настоящий гоночный автомобиль. Это была красная "Итала" князя Боргезе, лидирующего в ралли Пекин - Париж. Вместе с ним прибыли корреспондент Corriere della Sera и Daily Telegraphe г-н Луиджи Барзини и шофер экипажа.

К 1910 году в Томской губернии уже насчитывалось 12 частных автомобилей, среди них: автомобиль "Даррак" был у главного инженера Кольчугинской железной дороги Евгения Игнатьевича Владовского; шикарным "Каросери-Торпедо" (с мотором "Бенц" в 20 лошадиных сил) владел томский купец Иван Иванович Смирнов, а управлял машиной его сын; Александр Горохов приобрел автомобиль бельгийского завода "Жермэн" с 18-сильным двигателем. У его отца, Владимира Александровича, был "Форд". Жители Бердска и сегодня уверены, что "Форд" Владимира Горохова был одним из первых автомобилей во всей Сибири, помнят его и в Бердске, и в Томске, и в Новосибирске (тогда - Новониколаевске).

17. Владимир Александрович Горохов.

18. "Форд" купца Горохова.


Имели свои автомобили также домовладелец Дементий Швайковский, его брат Антон и волынский мещанин Павел Вержиковский. Это были люди практичные, намеренные извлекать выгоду из своих авто. Они собирались организовать платные автомобильные перевозки по городу.

19. "Итала" князя Боргезе в нескольких километрах от Томска попала в серьёзную передрягу, 1907.

20. Купец Горохов с семьёй в "Форде", Бердск.


А в Новониколаевске первым автовладельцем стал купец Маштаков (с большой долей вероятности, это был "Даймлер"). По состоянию на 1912 год в Томской губернии было 12 автомобилей, но губерния включала в себя Новониколаевскую, Кемеровскую, Томскую области и Алтайский край.

21. Карта маршрута экипажа князя Боргезе и журналиста Бардзини, в ралли Пекин-Париж, 1907.




ФОТОГРАФИИ:

01. Кузьма Лаптев
02. памятник в г. Кирове автомобилю "Итала" князя Боргезе (установлен в 2015).
03. Автомобиль семьи Злоказовых, первый в Екатеринбурге
04. С.Ф. Злоказов с женой Марией
05. Александр Фёдорович Чижов.
06. Автомобиль А.Ф. Чижова марки Fiat.
07. Itala князя Боргезе в Сибири (фото из книги Бардзини), 1907
08. Выезд уфимцев за город, 1909. (из архива Владимира Иванова)
09. Выезд уфимцев за город, в центре - автомобиль Бенц, 1909.
10. Один из первых автовладельцев Уфы Сергей Стуколкин (фото из архива Владимира Иванова)
11. первый омский автомобиль выставлен в краеведческом музее Омска.
12. судя по табличке, автомобиль был отреставрирован, но лучше бы этого не делали.
13. два отставших от князя Боргезе экипажа на машинах DeDion-Bouton на остановке в степи, в 60 километрах от Омска. Участники пробега Пекин - Париж, 1907.
14. Первый автомобиль в Томске в сопровождении велосипедистов, 1902.
15-16. заметка в "Сибирском вестнике" от 18 апреля 1902.
17. Владимир Александрович Горохов
18. Форд купца Горохова
19. "Итала" князя Боргезе в нескольких километрах от Томска попала в серьёзную передрягу, 1907.
20. Горохов с семьёй в "Форде"
21. карта маршрута экипажа князя Боргезе и журналиста Бардзини, в ралли Пекин-Париж, 1907


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
03. Peking to Paris Motor Challenge, 2007. History - What was it all about? Pekingtoparis.com., Jan 08, 2014. http://www.pekintoparis.com/2007/history.html (В 2015 году в Кирове, Россия, был воздвигнут памятник автомобилю Боргезе. Памятник, врученный городу Кировским шинным заводом Pirelli, представляет собой модель автомобиля Itala 35/45 HP и отмечает факт его проезда через Вятскую губернию с остановками в Малмыже и Елабуге)
04. Анна Власова, Зинаида Окольничникова. "Как развивалось предпринимательство на Южном Урале. Братья Злоказовы", Копейский рабочий, 07 августа 2017 (https://kr-gazeta.ru/obshchestvo/KakrazvivalospredprinimatelstvonaYUzhnomUraleBratyaZlokazovy/)
05. В.С. Летягин (руководитель Музея истории и развития автобусного движения Екатеринбурга) "Екатеринбург постгужевой: история автотранспорта в уральской столице", E1.RU, 28 октября 2013 (https://www.e1.ru/text/transport/2013/10/28/51264531/)
06. Владимир Микитюк. "Деловые люди Урала" (главы из книги). Журнал "Урал", № 11, 1993.
07. Алексей Шушпанов. "Гарцевал на чертовой машине". Какими были первые автовладельцы Уфы", АиФ - Ufa.Aif.ru, 16 июня 2018 ( https://ufa.aif.ru/auto/trans/garceval_na_chertovoy_mashine_kakimi_byli_pervye_avtovladelcy_ufy)
08. Михаил Игоревич Роднов. "Первые уфимские авто". Уфа, Альфа-Реклама, 2018. (http://mrodnov.ru/fr/0/public/Auto_rodnov.pdf)
09. "Один из самых старых автомобилей в России находится в Омске!", 06 сентября 2013 (https://omchanin.livejournal.com/777762.html)
10. "Исторический момент: первый автомобиль, частная библиотека и находки археологов" Новости vtomske.ru, 26 апреля 2014 (https://news.vtomske.ru/news/81814-istoricheskii-moment-pervyi-avtomobil-chastnaya-biblioteka-i-nahodki-arheologov)
11. Сергей Симонов. "Первый автомобиль в Томске". Новости vtomske.ru, 26 января 2021 (https://news.vtomske.ru/details/182012-pervyi-avtomobil-v-tomske)
12. "Старые альбомы" (фотографии) (http://andcvet.narod.ru/sib1/06/04/asd80.html)
13. Михаил Фокин. "Первые автомобили: путь в Новониколаевск", Все новости Новосибирской области, 29 января 2020 (https://vn.ru/news-pervye-avtomobili-put-v-novonikolaevsk/)
14. RC Forum. https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=262&page=376





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru