© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 35. Первые автомобили в городах Поволжья.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Н.Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне.
Биографии: Пётр Поляков.

Карта Российской Империи.


Нижний Новгород

Первый автомобиль в Нижегородской области появился в 1896 году. На Всероссийской промышленной выставке был продемонстрирован самодвижущийся экипаж - совместное детище завода Яковлева и фабрики Фрезе. Отставной лейтенант военно-морского флота Евгений Яковлев и инженер Пётр Фрезе продемонстрировали первый русский автомобиль.

01. Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года


За его основу была взята конструкция одной из машин Карла Бенца. На выставке и "презентации" автомобиля лично присутствовал Император Николай II. О событии, конечно, написали в прессе, в местном "Нижегородском листке", где репортёром в то время работал Алексей "М. Горький" Пешков. Главным фотографом же выставки был Максим Дмитриев, один из основоположников российской публицистической фотожурналистики.
В том же году фирма Peugeot начала продажи первых автомобилей в Нижнем.

02. Нижегородский фотограф Максим Дмитриев.

03. Автомобиль Benz. Выставочная пожарная часть для охраны Российской промышленной выставки, Нижний Новгород, 1912.


Казань

Первая в Казани автомобильная контора именовалась Торговый дом "Аутотранспорт в Казани". А первый самодвижущийся экипаж, появившийся на улицах 13 апреля 1903 года, еще не был автомобилем в современном понимании этого слова, а представлял собой скорее двухместную коляску, с бензиновым движком в 3,5 лошадиных силы, бельгийского производства - Fabrique Nationale de Herstal (FN). Управление этим автомобилем на заре XX столетия требовало от водителя максимальной сосредоточенности и полной самоотдачи. Тем не менее нашелся человек, который не побоялся всех этих трудностей. Звали этого человека Николай Александрович Казем-Бек, и его по праву следует считать первым в Казани водителем автомобиля и первым автовладельцем. Правда, есть подозрение, что водительских прав у Казем-Бека не было.

04. Н.А. Казем-Бек за рулем своей самоходной коляски FN производства бельгийской фирмы "Fabrique Nationale de Herstal". Лаишевский уезд. 1903 г. Из фондов музея Е. Боратынского.


Вот как описывает появление автомобиля на улицах Казани газета "Казанский Телеграф" в номере от 15 апреля 1903 года: "Большую сенсацию среди публики вызвал появившийся третьего дня на казанских улицах автомобиль. Автомобиль проехал по Черноозерской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской, и на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлек массу любопытной публики, бежавшей за экипажем. Как оказалось, автомобиль принадлежал землевладельцу Казем-Беку и находился постоянно в его имении".

05. Заметка из газеты "Казанский телеграф", 1903.

06. Обложка книги "Казань автомобильная. ХХ век" с фотографией Казем-бека.


Спустя 4 года после автомобильного дебюта господина Казем-Бека в Казани побывали автомобили, участвовавшие в пробеге Пекин - Париж. Дневники итальянского журналиста Бардзини, описывавшие это путешествие были опубликованы в журнале "Автомобилист", и лишь сотню лет спустя были снова использованы при подготовке к изданию "Казани автомобильной" Владимира Герасимова.

07. Зеваки у автомобиля "Даррак" 1908 г. Архив Георгия Фролова.


В 1909 году через Казань прошёл ещё один грандиозный автопробег - из Нью-Йорка в Париж. А в последнюю предвоенную зиму 1914 года в Казани состоятся ещё несколько, организованных уже местными энтузиастами, пробегов, среди которых наибольшую известность получит январский автопробег "Казань - Лаишев - Шуран". Пробег был не самодостаточной вещью, организатор - казанский коллежский асессор Дмитрий Арцибашев ставил своей целью проверить качество дорог и уборки снега в зимнее время. Сам Арцибашев был командором пробега на земском "Бенце".

08. Участники автопробега "Казань - Лаишев - Шуран" на Театральной площади. 14 февраля 1914 года.

09. Шофёр Ф.Ф. Рудольф на машине Мерседес, принадлежавшей купцу 1-й гильдии Я.А. Хохрякову. Казань, 1915.


Симбирск

В 1907 году в Симбирске было только два автомобиля. Первые автомобили не только дарили удовольствие от езды своим владельцам, но и создавали массу неудобств и потрясений пешеходам и извозчикам. В 1907 году в местной прессе появилось такое сообщение: "30 июля 1907 года близ арестантских рот на Александровской площади владелец магазина в гостином дворе В.П. Нагашев ехал в своей коляске в сторону Свияги, когда на выезде из города навстречу попался автомобиль. Лошадь, испуганная его шумом, понеслась и выбросила из экипажа седока. Со сломанной ногой он оказался в больнице, а машина скрылась с места преступления". По мнению краеведов, виновником происшествия стал заезжий автомобилист, так как местными обладателями машин являлись степенные и уважаемые люди.

Уже через 2 года, в 1909 году появляются первые ПДД и вводятся номерные знаки и экзамены на право управлять автомобилем. В 1910 году владели машинами: сын суконного фабриканта, домовладелец Алексей Васильевич Арацков, купец 1-й гильдии, "водочный король" Александр Александрович Сачков и владелец чугунолитейного завода Николай Васильевич Голубков. В этом году намечался автопробег между Саратовом и Симбирском, однако нет подтверждения тому, состоялся он или нет. Осенью 1910 года Арацков и Сачков любезно предоставили свои авто для обеспечения визита прибывшего в Симбирск Председателя Совета министров П.А. Столыпина.

К 1913 году автопарк города насчитывает 13 автомобилей. Тогда же появились первые такси, учрежденные мещанином И.П. Котляровым из Кронштадта и местным крестьянином с. Анненково Карсунского уезда И.И. Кабановым, а городская Управа приобрела автомобиль-цистерну для полива улиц, однако грузовик портил покрытие единственной асфальтированной - Гончаровской улицы.

10. Большая Саратовская (Гончаровская) улица, Симбирск.


Самара

Самая известная легенда гласит, что первой машиной в Самаре владел купец, меценат и художник Константин Головкин. В июле 1904 года он купил авто немецкой марки Opel, или, по некоторым данным, американский Oldsmobile. В первый же день с Головкиным произошел курьёз - его машина испугала лошадь, и та опрокинула телегу с ящиками водки, за что Головкину был выставлен счет за убытки. Тот же Головкин часто давил кур. И, поскольку за каждую "жертву" он платил рубль серебром, то сметливые жители стали подкидывать под колеса дохлых кур. Первое время Константин Головкин, ничего не подозревая, расплачивался, но, когда эти случаи участились, обо всем догадался и прекратил выплаты. Самый же курьезный случай произошел с "первым автомобилистом" в день его бракосочетания. Когда жених с невестой подъехали к церкви, священник так испугался водителя, одетого в балахон, пыльник, с поднятыми на кожаную фуражку автомобилистскими очками, что спустил собак, заперся в доме и ни за что не хотел выходить.
Судя по заметке в "Самарской газете" за 6 июля 1903 года, самарский купец Франц Нейман стал предлагать каталоги автомобилей фабрики Olds Motor Works для заказов. Именно у него Головкин, судя по всему, и приобрёл свой Oldsmobile.

11. Первый автомобиль в Самаре - "Ольдсмобиль - тонно". Рядом с водителем К. П. Головкин. Самара, октябрь 1904.


Адвокат самарского окружного суда Константин Белоцерковский купил свою машину Brazier в 1908 году в Париже. Чтобы не платить таможенную пошлину, Белоцерковский решил вернуться домой на машине через Варшаву и Москву до Нижнего Новгорода, а оттуда на пароходе доставить автомобиль в Самару. Но на пути из Москвы до Нижнего машина увязла в грязи, и выбраться на дорогу удалось только после обвязывания тряпками колес.

Самый известный автомобилист Самары - купец Пётр Поляков, который в 1910 году открыл свой автосалон. Там он продавал автомобили Berliet и Darracq. В 1912 году в его магазине приобрели в лизинг грузовики городской почтамт и пожарная охрана. Поляков был также известен и тем, что очень любил участвовать во всяческих состязаниях. У него была машина французской марки Berliet с "модным" номером "001". Например, в 1909 году он участвовал в международном автопробеге Санкт-Петербург - Псков - Рига - Санкт-Петербург. После соревнования Поляков собрал народ в самарском кинотеатре "Триумф" и показал документальный фильм об этих гонках.

12. Реклама автосалона Полякова в журнале "Самарский горчишник" за 1912 год.

13. Самарский командор П.Н. Поляков за рулем своего автомобиля "Берлие", рядом - контролер трассы, на финише автопробега 1909 года Петербург-Рига-Петербург. Серебряный кубок Полякова за участие в пробеге на 1 000 верст (в 1932 году кубок передан дочерью Полякова в Средневолжское транспортное управление города Куйбышева).

Уже к 1914 году собственными машинами, и не одной, обзавелись 72 самарца. В городе было 104 автомобиля.

Саратов

Первый автомобиль появился в Саратове в августе 1900 года. Его привез со Всемирной выставки в Париже граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде, предводитель Вольского уездного дворянства. И уже 8 августа 1900 г. в 2 часа дня, во время первой поездки, произошла первая в городе автомобильная авария.

14. Граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде. Портрет работы Ф. Корнеева. 1901. (Вольский краеведческий музей)


В 1907 году в Саратове появился первый платный таксомотор. А Саратовская уездная земская управа организовала автомобильное сообщение Саратов - Базарный Карабулак.

Пионером автомобильной торговли в Саратове является, по-видимому, Роберт Карлович Эрт. Сообщение об этом появилось в справочнике "Весь Саратов" в 1908 году. На боковой стене здания бывшего "Торгового дома Р.К. Эрт" (*) на бывшей Константиновской улице (Советская, 10) до сих пор видны нарисованные более 100 лет назад локомобиль и экипаж.

15. Роберт Карлович Эрт (в книге И.В.Поленовой "Саратовские страницы" (2009) утверждается, что Эрта звали Роман Карлович, но, очевидно, что немецкие имена часто русифицировались, поэтому в прессе тех лет могли встречаться оба варианта).

16. Торговый Дом Эрта. Саратов, ул. Советская, 10. 2020 г.

17. Рисунок на фасаде торгового дома Эрта.

*(Роберт Эрт умер в 1913. А в 1915 году Торговый дом Р.К.Эрта был обвинён в связях с германскими военными структурами. Об этом свидетельствует сообщение на страницах "Саратовского вестника" № 7 за 1915 год: "Оскар Робертович Эрт, высланный из Саратова в Вятскую губернию, заключен в тюрьму за сбор средств на германский флот". После этого Торговый дом Эрт прекратил свою деятельность в Саратове, имущество его было распродано, а оставшиеся на свободе члены бывшего товарищества покинули Россию.)

В июне 1910 года саратовские автолюбители Соколов, Лебедев, Мошинский, Агафонов совершили первый автопробег Саратов - Уральск. Путь в 1000 верст был покрыт за двое суток. "В степи с бегом автомобиля пробовали состязаться на лучших своих лошадях киргизы, но их скакуны отставали, и изумленные степняки обращались вспять, разводя руками", - писал "Саратовский листок". Гонки устраивались не только в степи, но и на городских улицах. "Саратовский вестник" сообщал в № 84 за 1911 год: "Помещик Волков мчался на автомобиле по Московской улице. Ему хотелось догнать также мчавшийся автомобиль Н.Г. Очкина. Но состязание окончилось плохо. Волков наскочил на агента сыскного отделения Ефимова, причинил ему ушибы". А 2 июля 1914 года полиция составила протокол "за езду на автомобиле без света и фар" на городского голову М.Ф. Волкова!

Богатый волжский город наполнялся автомобилями, и в 1914 году ИРАО решило провести авторалли, проходящие через Саратов. Для обследования дорог в город прибыл студент Санкт-Петербургского политехнического института А.Д. Халкиопов, уроженец Саратова. Им был намечен маршрут: Саратов-Вольск-Хвалынск-Сызрань-Самара. 1 августа 1913 года в 11 часов около здания Саратовского гаража состоялся старт мотоциклетного пробега, предпринятого Халкиоповым для обследования маршрута предстоящего большого автомобильного состязания. В 6 часов вечера студент уже телеграфировал из Хвалынска. Но проведению наметившихся международных соревнований помешала начавшаяся в 1914 году первая мировая война.

В Саратове сохранился до наших дней дом, в котором располагался "Автомобильный гараж С.И. Соколова и 3.И. Иванова", на углу улиц Московской и Вольской. Во дворе его можно увидеть длинную кирпичную постройку с небольшими аккуратными воротами - это и есть гараж первых саратовских такси. Братья Соколовы, Петр и Степан (а по документам Стефан), были известными в Саратове фабрикантами. Степан Соколов решил вложить капитал в автодело. Компаньоном Соколова стал 3ахарий Иванович Иванов, который обладал не только коммерческими способностями, но и был отличным спортсменом. Не раз побеждал в гонках на мотоциклах и автомобилях, был чемпионом Поволжья в велосипедных гонках, командором секции мотористов (мотоциклистов).

18. Объявление в газете "Саратовский листок", 29 марта 1911.

19. Реклама гаража Соколова и Иванова, 1912.


С началом Первой Мировой войны С.И. Соколов был мобилизован на фронт вместе со своим автомобилем. Тем временем, Иванов решил сделать реконструкцию фасада, выходящего на Московскую улицу, превратив его в своеобразную рекламу автомобильного предприятия. Треугольный верх стены, образованный односкатной кровлей, был обыгран как наклонная плоскость булыжной мостовой, летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада.

20. Гараж Иванова, Саратов, ул. Московская, 116.

21. "Летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада азартный водитель, вцепившийся в руль, клубы дорожной пыли и выхлопных газов, острые лучи фар, пробивающие путь..."


В 1915 году по просьбе Саратовского военно-промышленного комитета в помещении гаража открылись автомобильные курсы, на которых было подготовлено около 200 шоферов.

После октябрьских потрясений гараж был реквизирован новыми властями в пользу автосекции Всероссийского автоцентра (будущий ДОСААФ), а Захария Ивановича приняли в школу преподавателем. После 1920 года следы Захария Иванова теряются в Москве. А среди саратовских старожилов и краеведов по сей день живет легенда о том, что прототипом Адама Козлевича из романа Ильфа и Петрова стал автомеханик, поляк по происхождению, служивший до революции в гараже 3.И. Иванова на Московской улице. В годы НЭПа он подрабатывал извозом. Именно тогда о нём узнал корреспондент газеты "Гудок" Илья Ильф.

22. Почетные проводы участников автопробега Петербург-Самара-Одесса-Рига-Петербург в Саратове. 1913 год.


Царицын

В Царицыне не было ни своих князей, ни министров, поэтому автомобиль здесь появился значительно позже, чем в столицах. Самый первый автомобиль проехал по улицам Царицына весной 1912 года, однако попытки просматривать дореволюционные фото города в надежде разглядеть там машину - бесполезны. На Царицынских открытках можно увидеть извозчиков, трамваи, пароходы и паровозы, но только не автомобиль.

23. Извозчики на Александровской улице Царицына, 1910.


Но, несмотря на отсутствие фотографий, есть газетные свидетельства ДТП тех лет. Вот что писал 24 июля 1912 года "Царицынский вестник": "Вдруг показался мчавшийся автомобиль, принадлежавший, как потом выяснилось, лесопромышленнику Букатину. Автомобиль задел за извозчичью пролётку, и так сильно толкнул её, что извозчик вывалился с облучка на землю, получив серьёзные ушибы ног и всего тела. Автомобиль после столкновения хотел скрыться, дав полный ход, но толпа, стоявшая на мосту, задержала его, заставив взять на себя извозчика и отправиться с городовым в участок для составления протокола". В том же году газеты упоминают дорожное происшествие с автомобилем №4, что даёт основания полагать, количество автомобилей в городе было не менее 4-х.

В 1912 году по Царицыну проехал "Форд-Паккард" - собственность купца Якова Серебрякова, владельца гостиниц и заводов, и слывший прогрессивным человеком. К тому же далеко не бедным. Такая машина стоила до 3 тысяч рублей, а шикарный особняк можно было купить гораздо дешевле.

24. Если дореволюционных фото царицынских автомобилей нет, то есть фото автомобиля в Камышине, 1912.


К середине 1914 года количество автомобилей значительно выросло, но ненадолго. В июле выходит предписание о "военно-автомобильной повинности", и изъятии автомобилей у автовладельцев: А.К. Воронина, Г.И. Воронина, А.А. Репникова, Серебряковых, Л.П. Смолянинова, П.Г. Абрамова, А.И. Букатина, В.М. Миллера, В.Ф. Лапшина и других. А вот во время Гражданской войны на улицах Царицына появилось гораздо больше автомобилей.

25. Белые в Царицыне, 1919. В центре кадра стоит генерал Врангель.



Пётр Николаевич Поляков, самарский купец.

В 1909 году группа самарских энтузиастов организовала Самарский яхт-клуб, через который приобрели автомобили многие самарские купцы и промышленники, а впоследствии основали и местный автомобильный клуб - купец, художник и фотограф К.П. Головкин, адвокат К. Ф. Белоцерковский, купцы П. Н. Поляков, Карл Лебер, Б. В. Прахов (великолепный специалист-самоучка по автодвигателям), купец-миллионер А. М. Сурошников со своим зятем Киселевым, продавцы автомобилей Франц Нейман и Б.И. Клодт с компаньоном Бергом, сын пивозаводчика Владимир Вакано (на заводах Вакано впервые появилось пиво "Жигулёвское"), член городской Думы Константин Неклютин (будущий министр в правительстве Колчака) с братом Владимиром, купец П И. Шихобалов и многие другие именитые самарские горожане.

14 августа 1909 года командор яхт-клуба Пётр Николаевич Поляков принес первую автомобильную славу Самарской губернии. На своем новом 40-сильном "Берлие" он принял участие в автопробеге на время и выносливость по маршруту Санкт-Петербург - Рига - Санкт-Петербург на 1000 верст. Основной целью автопробега была необходимость показать в деле первый русский автомобиль "Руссо-Балт". Всего участвовало 22 автомобиля. Дистанция была очень сложной и даже до Пскова многие не дошли. На финиш прибыли 11 авто. Быстрее всех оказался гонщик Донье, а Поляков показал второе время и получил в награду серебряный кубок. Самара рукоплескала призеру гонки, а в местном биоскопе "Триумф" показали документальный фильм об автопробеге Полякова.

26. Самарский командор П. Н. Поляков за рулем своего автомобиля "Берлие" и контроле на финише автопробега 1913 года Петербург-Рига-Петербург.


В 1910 году П. Н. Поляков решил открыть свой автосалон по продаже французских автомобилей "Берлие" и "Даррак". Склад-стоянка автомобилей располагался в усадьбе Полякова на улице Духовной (ул. Кутякова, 10).

27. Автосалон П.Н. Полякова. У входа стоят французские машины "Берлие" и грузовые "Бюсинг". 1 Самара. 1911 г. Ул. Дворянская (ул. Куйбышева).


Поляков активно продвигал идеи развития автомобилизма. Он говорил на собрании автомобильного кружка в 1910 году: "Нам нужно не просто продавать автомобили населению, а приучить их к ним, сделать автомобиль неотъемлемой частью их повседневной жизни". 12 июля 1910 года в газете "Луч" появилась заметка под заголовком "Автомобильное сообщение": "В ближайшем будущем между селом Большая Глушица Николаевского уезда и Самарой будет установлено автомобильное движение. Для этой цели гараж господина Полякова предлагает отпускать в определенные дни автомобили для перевозки пассажиров за определенную плату по маршрутам от Самары до пунктов: Большая Глушица, Каменный Брод, Колдыбан, Столыпино, Пестравка, Барсуково". Помимо этого, в салоне Полякова можно было взять "автомобиль на прокат в любое время дня и ночи".

28. Почтовые автомобили от Полякова возле Самарского телеграфа, 1913.


В 1912 году Поляков начал продажу грузовых автомобилей "Бюсинг", заключил контракты с почтой на развоз корреспонденции, чем оказал немалую помощь почтовому ведомству, особенно в летний период, развозя почту по загородным имениям. Также он оснастил новой автотехникой пожарную охрану. На тот момент автомобили были только у пожарных Петербурга и Москвы.

29. Самарская пожарная команда на автомобиле от Полякова, 1912.


Будучи человеком азартным, в 1913 году Поляков вложил деньги в разработку месторождений меди на Севере, и взял под это гигантский кредит, но не смог рассчитаться с банками и скрылся.

30. Причал Самарского яхт-клуба, построенный П.Н. Поляковым.



ФОТОГРАФИИ:

01. Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года
02. Фотограф Максим Дмитриев
03. Автомобиль Benz. Выставочная пожарная часть для охраны Российской промышленной выставки, Нижний Новгород, 1912.
04. Н.А. Казем-Бек за рулем своей самоходной коляски FN производства бельгийской фирмы "Fabrique Nationale de Herstal". Лаишевский уезд. 1903 г. Из фондов музея Е. Боратынского
05. Заметка из газеты "Казанский телеграф", 1903.
06. Обложка книги "Казань автомобильная. ХХ век" с фотографией Казем-бека.
07. Зеваки у автомобиля "Даррак" 1908 г. Архив Георгия Фролова
08. Участники автопробега "Казань - Лаишев - Шуран" на Театральной площади. Фото из архива группы KN. 14 февраля 1914 года
09. Шофёр Ф.Ф. Рудольф на машине Мерседес принадлежавшей купцу 1-й гильдии Я.А. Хохрякову. Казань
10. Большая Саратовская (Гончаровская), Симбирск.
11. Первый автомобиль в Самаре - "Ольдсмобиль - тонно". Рядом с водителем К. П. Головкин. Самара, октябрь 1904.
12. Реклама автосалона Полякова в журнале "Самарский горчишник" за 1912 год.
13. Самарский командор П.Н. Поляков за рулем своего автомобиля "Берлие", рядом - контролер трассы, на финише автопробега 1909 года Петербург-Рига-Петербург. Серебряный кубок Полякова за участие в пробеге на 1 000 верст (в 1932 году кубок передан дочерью Полякова в Средневолжское транспортное управление города Куйбышева).
14. Граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде. Портрет работы Ф. Корнеева. 1901. (Вольский краеведческий музей)
15. Роберт Карлович Эрт (в книге И.В.Поленовой "Саратовские страницы" (2009) утверждается, что Эрта звали Роман Карлович, но, очевидно, что немецкие имена часто русифицировались, поэтому в прессе тех лет могли встречаться оба варианта).
16. Торговый Дом Эрта. Саратов, ул. Советская, 10. 2020 г.
17. Рисунок на фасаде торгового дома Эрта.
18. Объявление в газете "Саратовский листок", 29 марта 1911
19. Реклама гаража Соколова и Иванова, 1912.
20. Гараж Иванова, Саратов, ул. Московская, 116.
21. Летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада азартный водитель, вцепившийся в руль, клубы дорожной пыли и выхлопных газов, острые лучи фар, пробивающие путь..
22. Почетные проводы участников автопробега Петербург-Самара-Одесса-Рига-Петербург в Саратове. 1913 год.
23. Извозчики на Александровской улице Царицына, 1910.
24. Если дореволюционных фото царицынских автомобилей нет, то есть фото автомобиля в Камышине, 1912.
25. Белые в Царицыне, 1919. В центре кадра стоит генерал Врангель.

26. Самарский командор П. Н. Поляков за рулем своего автомобиля "Берлие" и контроле на финише автопробега 1913 года Петербург-Рига-Петербург
27. Автосалон П.Н. Полякова. У входа стоят французские машины "Берлие" и грузовые "Бюсинг". 1 Самара. 1911 г. Ул. Дворянская (ул. Куйбышева).
28. Почтовые автомобили от Полякова возле Самарского телеграфа, 1913.
29. Самарская пожарная команда на автомобиле от Полякова, 1912.
30. Причал Самарского яхт-клуба, построенный П.Н. Поляковым


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. "Автомобиль в России" (https://ru.wikipedia.org/ )
03. Игорь Моржаретто. "Самодвижущийся экипаж. Как появился первый российский автомобиль". ТАСС. (https://tass.ru/opinions/11890307)
04. Алина Малинина. "Горький журналист. Почему редактор был недоволен статьями знаменитого писателя в "Нижегородском листке". Нижегородская Правда, 21.03.2018 (https://pravda-nn.ru/news/gorkij-zhurnalist/)
05. Алексей Клочков. "Аутотранспорт" старой Казани: первый автомобиль в столице и Большие гонки". Реальное время, 18.08.2020 (https://realnoevremya.ru/articles/184261-pervyy-v-kazani-avtomobil-i-bolshie-gonki ), иллюстрации из книги "Казань: логовища мокрых улиц"
06. Лев Жаржевский. "Первые автомобили в Казани: прокат "железного коня", пожар на "Аутотранспорте" и княжеская "Итала". Реальное Время, 21.11.2016 (https://realnoevremya.ru/articles/48536 )
07. Евгений Котловкин. "Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет", Kazanfirst, 20.01.2014 (https://kazanfirst.ru/articles/260054)
08. Ильдар Алиев. "Как 100 лет назад в Казани прошел первый в России автопробег Подробнее: https://www.tatpressa.ru/news/4258.html" Tatpressa.Ru, 09.01.2012 (https://www.tatpressa.ru/news/4258.html )
09. Ермил Задорин. "В Симбирске было всего три автомобиля". Misanec.Ru, 31.03.2019 (https://misanec.ru/2019/03/31/в-симбирске-было-всего-три-автомобиля/)
10. Татьяна Громова. "Автомобиль в Симбирске". Деловое Обозрение, 01.04.2005. (https://uldelo.ru/2016/04/19/avtomobil-v-simbirske)
11. Иван Сивопляс. "Симбирск в автомобиле" (№25). Дыхание Земли, 13.07.2006 (https://www.dyhanie.ru/content/view/2037/64/)
12. Наталья Михайлова. "Берегись автомобиля!" Улпресса, 22.04.2017 (https://ulpressa.ru/2017/04/22/beregis-avtomobilya/)
13. Ксения Ястребова. "Давний форсаж: Самарский дрифт. Первые водители города". Самарская Газета, 04.01.2018 (https://sgpress.ru/news/86322) *Материал подготовлен на основе книги Глеба Алексушина "Первые автомобили Самары"
14. Павел Попов. "Заря автомобильной Самары". Руниверс, 12.10.2009 (https://runivers.ru/lib/reader/144544/)
15. "Автогараж Н.Соколова и З.Иванова". Летопись Саратовской губернии. (https://elsso.ru/cont/cul/171.html)
16. Фотографии старого Саратова (https://oldsaratov.ru/)
17. Василий Васильевич Гейман. "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". - СПб.: Издание технического издательства инженера Николая Григорьевича Кузнецова, 1914.
18. "Торговый дом Р.К. Эрт". Сад Сервье. (http://sadservie.ru/architecture/shop/547 )
19. Юлия Майорова, главный специалист Государственного архива Саратовской области. "Роберт Карлович Эрт". Архив газеты "Свободные" №4 (183), 07.02.2012 (https://fn-volga.ru/news/view/id/114271 )
20. "Автомобили, Россия и Царицын". Царицын.РФ, 28.12.2020 (http://царицын.рф/2020/12/603-avtomobili_caricyn.html)
21. Алина Василенко. "Лошадь испугалась автомобиля". Какими были ДТП 100 лет назад". АиФ Волгоград, 03.07.2017 (https://vlg.aif.ru/incidents/loshad_ispugalas_avtomobilya_kakimi_byli_dtp_100_let_nazad)
22. "Тогда и сейчас: сто лет назад по улицам Царицына разъезжали всего 20 автомобилей. Блокнот Волгоград, 13.09.2018 (https://bloknot-volgograd.ru/news/togda-i-seychas-sto-let-nazad-po-ulitsam-tsaritsyn-1016244 )
23. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)

24. Валерий Ерофеев. "Дорога без конца". (https://историческая-самара.рф/каталог/самарский-транспорт/дорога-без-конца.html)
25. "Автобизнес в Самаре". (https://art-samara.livejournal.com/47363.html)
26. Павел Попов. "Заря автомобильной Самары". Руниверс, 12.10.2009 (https://runivers.ru/lib/reader/144544/)





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru