© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 33. Биографии и истории: В. Набоков, М. Хилков, В. Остен-Сакен.


Люди и события ХХ века.

Биографии: Владимир Набоков, князь Михаил Хилков, барон Владимир Остен-Сакен.


Жизнь многих известных российских деятелей пересекалась с автомобилями, по-разному для всех. Для писателя Набокова это был "Бенц" из детства, везущий его в школу, хотя сам писатель никогда так и не сел за руль. Князь Хилков, будучи министром путей сообщения, немало сделал для развития автомобильного транспорта в России. Доктор медицины Всеволожский долгое время был руководителем Санкт-петербургского автомобильного клуба. Заглянем в судьбы и истории этих людей.

Владимир Владимирович Набоков (1899 - 1977)

В 1911 году юного Набокова отдали в престижнейшее Тенишевское училище, куда он почти каждый день ездил на автомобиле. Факт, сразу отделивший нового ученика от всех остальных и сформировавший к нему неприязненное отношение: "Особой причиной раздражения было еще то, что шофер "в ливрее" привозит "барчука" на автомобиле, между тем как большинство хороших тенишевцев пользуется трамваем".
В "Других берегах" Владимир Набоков рассказывает: "Утром прежде всего я смотрел, который из двух автомобилей, "Бенц" или "Уолзлей", подан, чтобы мчать меня в школу. Первый из них состоял под управлением кроткого бледнолицего шофера Волкова. Это был мышиного цвета ландолет. Александр Федорович Керенский просил его впоследствии для бегства из Зимнего дворца. Но отец объяснил, что машина и слаба, и стара, и едва ли годится для исторических поездок. По сравнению с электрической каретой, ему предшествовавшей, этот "Бенц" поражал своими динамичными очертаниями. Но и он стал казаться старомодным и чересчур квадратным, как только длинный черный лимузин Роллс-ройсовых кровей стал делить с ним гараж во дворе дома".

01. "Бенц" 14/30 1909 года. Такой мог возить юного Набокова в школу.


Летом или осенью 1917-го года, вскоре после выхода отца из кабинета Керенского, было решено спасти мощный Wolseley от возможной конфискации, его разобрали на части, и части попрятали в различные потайные места. В итоге Александр Федорович Керенский уехал из Зимнего дворца на открытом американском Pierce-Arrow и даже сумел добраться на нем до Пскова.
В 1913 году за Набоковым остается ландоле Benz, а вместо НАГа появляется еще один Benz - модель 29/60 PS с кузовом типа дубль-фаэтон.

Он уезжает. Из передней
выносят вещи. Стук последний,--
и тронулся автомобиль.
Она вослед глядит на пыль:
ну что ж -- опять фаты венчальной
напрасно призрак снился ей...
Пустая улочка, и дальний
звук перебора скоростей...

("Университетская поэма", 1927)

Автомобиль в горах
Сонет

Как сон, летит дорога, и ребром
встаёт луна за горною вершиной.
С моею чёрной гоночной машиной
сравню - на волю вырвавшийся гром!

Все хочется,- пока под тем бугром
не стала плоть личинкою мушиной,-
слыхать, как прах под бешеною шиной
рыдающим исходит серебром…

Сжимая руль наклонный и упругий,
куда лечу? У альповой лачуги -
почудится отеческий очаг;

и в путь обратный,- вдавливая конус
подошвою и боковой рычаг
переставляя по дуге,- я тронусь.

(В. В. Набоков, 1924)

Кстати, став взрослым, Владимир Набоков так и не научился водить автомобили. Приехав в Америку в 1948 году, он приобрел свою первую машину, чтобы было на чем ездить ловить бабочек. Это был 8-летний седан Plymouth. Правда, скоро выяснилось, что он буквально рассыпается на части. И через год Набоковы обменяли его по системе трейд-ин на черный Oldsmobil, тоже неновый, трехлетний.

02. Владимир Набоков в автомобиле.


В 1951 г. Набоков в письме к сестре упоминает о поисках другой машины и делится своими опасениями: "Мы все ищем старый автомобиль, здесь можно достать за 800 франков, это приблизительно 200 долларов, но очень боимся, что будет масса с ним расходов. А с другой стороны, так хотелось бы всюду побывать, здесь железные дороги недоступно дороги". Новая же машина появилась в семье только в 1954 году. Подозрительный к любой марке автомобиля и питающий отвращение к покупкам в принципе, он будет вести изнурительные консультации с друзьями, прежде чем совершить этот шаг. На сей раз Набоков остановился на Buick зелено-лягушачьего цвета, а через три года - снова "Бьюик", но уже чёрный, образца 1956 года.

03. Набоков за работой в автомобиле.


Как происходили поездки, хорошо описал Роберт Бойл в Sports Illustrated: "Госпожа Набокова спустилась с веранды к автомобилю и устроилась за рулем. Набоков, который сам не водил, садился сзади справа. Он принципиально был против быстрой езды. Для уверенности, что его жена не превышает 40 миль в час, была заказана специальная опция. К спидометру был приделан предупреждающий клаксон. Но жена Набокова всегда сдвигала его к шестидесяти". Позже семья Набоковых поездила на многих автомобилях - Chevrolet Impala, Buick Special, а в Европе - Peugeot и Lancia Flavia.
Своих литературных героев Набоков любил посадить за руль хорошего автомобиля. Хотя нигде в его произведениях не называется конкретная марка или модель автомобиля. Это всегда собирательный образ. Так в "Лолите" у Гумберта "грёзово-синий "Икар" (в русской версии) или же Dream Blue Melmoth (в оригинале). Да и в романе "Смотри на арлекинов" один из героев тоже получает в подарок автофаэтон "Икар".
Интересен и факт, что Набоков любил писать свои новеллы, сидя в автомобиле. Писал он карточках, складывая их в картонные обувные коробки. Коробок с карточками собиралось множество.

04. Сотни карточек с текстами.


05. Обложка романа "Отчаяние" В. Набокова.



Михаил Иванович Хилков (1834 - 1909)

Министр путей сообщения Российской Империи в 1895 - 1905 гг. С назначением М. И. Хилкова министром, работа министерства закипела с большей активностью. Протяжённость железных дорог выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Интересно, что Михаил Хилков закончил Пажеский корпус и дослужился до штабс-капитана, когда оставил воинскую службу и перешел на работу в Министерство иностранных дел, однако позже уехал в Америку, где работал на Трансатлантической железной дороге слесарем, кочегаром, затем машинистом, потом переехал в Ливерпуль, где работал на паровозном заводе, и только потом начал железнодорожную карьеру в России, снова начав с невысоких должностей.

06. Михаил Иванович Хилков.


Личность Хилкова нам интересна тем, что именно при нем появился документ 1896 года "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах", который официально разрешил массовое использование автомобиля в качестве пассажирского и грузового транспорта. Хилков активно содействовал развитию российских автомобильных дорог, заботился, чтобы их качество соответствовало уровню передовых европейских стран. Он был активным сторонником автомобилизации страны и предрекал автомобильному транспорту большое будущее, лично участвовал в целом ряде автопробегов, показывающих, что автомобильный транспорт может эффективно дополнять железнодорожный.

08. В 1896, когда князь Хилков снова посещает Америку уже в ранге министра, о нем пишут в газетах, вспоминая, как он работал в локомотивном депо за 1 доллар в день.

07. Министр М.И. Хилков и группа служащих у здания министерства путей сообщения (1896).



В сентябре 1901 г. по его инициативе состоялся пробег трех автомобилей по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа в Тифлис. За рулем "Де Дион Бутона" был сам Хилков, второй автомобиль - собранный в Санкт-Петербурге "Фрезе", третий - "Панар-Левассор", выписанный Хилковым из Франции. В августе 1903 г. Хилков участвовал в автопробеге по Черноморскому береговому шоссе (около 600 верст), организованному для развития автомобильного сообщения на участке Новороссийск - Сухум. Вместе с министром в автопробеге участвовали известные персоны того времени: владелец одноименной экипажно-автомобильной фабрики П.А. Фрезе, владелец Московско-Казанской железной дороги и предводитель московских автомобилистов Н.К. фон Мекк. Поездка показала, что автомобили с успехом могут использоваться для устройства регулярного сообщения по Черноморскому шоссе, расширять доступность южных курортов. Автомобильному путешествию князя Хилкова обязан своим рождением известный курорт Гагры. В 1899 году совместно с принцем Александром Петровичем Ольденбургским (членом Императорского Дома Романовых) он отправился в Черноморскую губернию с целью изучения возможностей прокладки железной дороги вдоль моря. По дороге из Новороссийска в Сухуми путешественники остановились в Гаграх - запустевшем уголке побережья, где сохранился лишь древний храм и развалины крепости. Восхищённый красотой и уникальными климатическими условиями бухты, принц Ольденбургский задумал превратить её в "русскую Ниццу" - популярное место отдыха аристократии. В феврале 1901 года указом императора Николая II на создание курорта была отпущена земля, и началось строительство.

09. Министр князь Хилков (1902).

10. "Портрет министра путей сообщения и члена Государственного Совета князя Михаила Ивановича Хилкова", художник И.Е. Репин (Этюд к картине"Торжественное заседание Государственного Совета"), 1903.



В последние годы Хилков заботился о становлении автобусного сообщения в городах и наметил ряд мер для развития данного вида транспорта. Он видел большую пользу, которую в ближайшем будущем могут принести автомобили в деле организации срочных внутригородских и внутрирайонных сообщений, постепенно заменяя устаревающий гужевой транспорт.

11. Князь М.И. Хилков (1907).


С началом революции 1905 года на железных дорогах начались забастовки. Не сумев справиться с ними, Хилков вышел в отставку в октябре 1905 года. Оставшись не у дел, скончался в Петербурге в 1909 г.

12. Бюст М.И. Хилкова на станции Слюдянка Кругобайкальской железной дороги.

13. Страница из газеты "Красноярский рабочий", 1 декабря 2012.




Кругосветное путешествие барона Владимира Остен-Сакена

В конце 1908 года азартный молодой барон Владимир фон дер Остен-Сакен, заключил пари на 50 тысяч рублей поспорил, что совершит кругосветное путешествие по всем материкам, кроме Австралии. Ему предоставлялось право передвигаться пешком, ездить на пароходах и по железным дорогам, и не менее 15 тысяч вёрст проехать на автомобиле. Кроме того, барон обязался выехать без копейки денег и все средства к жизни добывать в пути. Молодой барон, по всей видимости, затеял это путешествие не только ради денег и спортивного азарта, но и просто ради славы: его затея вызвала большой интерес у публики, а имя сразу стало известным не только в столице, но и во всей России. Газеты следили за всеми его передвижениями сообщали читателям все мыслимые и немыслимые подробности.
В начале января 1909 года Остен-Сакен выехал из Петербурга во Владивосток, откуда считалось начало путешествия. Из Владивостока, без денег, Остен-Сакену удалось пробраться в Китай, а оттуда - в Японию. В Японии его встретили очень хорошо, и предоставили бесплатный проезд в Северную Америку. В Америке он попал на всемирную выставку в Сиэтле, побывал в поместьях Рузвельта и Рокфеллера, подружился с сыном знаменитого богача.

14. Барон В. фон-дер-Остен-Сакен и Джон Рокфеллер младший со своими детьми.


В Америке средства к жизни довелось добывать физическим трудом, порой выгружая уголь с кораблей. Приходилось также быть переводчиком у эмигрантов, читать лекции. Из-за одной ссоры с полицейским барон чуть не нарвался на суд Линча.
Из Нью-Йорка барон добрался до России, испытав немало лишений. По России же, выполняя условия договора, он проехал некоторый путь на автомобиле, который удалось достать в Могилеве. Летом 1910 года барон находился в Петербурге и дал интервью "Петербургской газете", в котором сообщал, что ему предстоит найти автомобиль для путешествия во Владивосток, а оттуда в Южную Америку, Азию и Африку. Барон уверял, что за 3-4 года закончит свое путешествие.

15. Автомобиль у редакции "Синего журнала" (в шлеме - барон Остен-Сакен, рядом сидит Полянин, на заднем сиденье с собачкой - супруга барона).

16. Автомобиль, окруженный провожающими (в шлеме стоит барон Владимир Остен-Сакен).


За Валдаем случилась первая крупная авария: автомобиль на полном ходу налетел на закрытый шлагбаум, в щепки разломал его, а сам слетел под откос. Пассажиры только чудом остались невредимы. Доехав до Москвы, путешественники свернули на Казань. Едва они отъехали от Казани, как автомобиль загорелся. Оказалось, что в Казани вместо машинного масла в машину залили растительное. Дальнейший маршрут Остен-Сакена пролегал по ужасного состояния российским дорогам до Владивостока, затем в Цуругу (Япония), Йокогаму, в Южную Америку и Африку. В путешествии его сопровождали супруга и корреспондент "Синего Журнала" Полянин.

17. Экипаж автопробега Петербург-Москва-Владивосток-Япония-Америка.

18. Автомобиль с участниками пробега на Дворцовой площади перед началом старта, 1913.


Неизвестно, когда барон закончил путешествие, и выполнил ли в полной мере условия пари, но совершенно точно, что он стал знаменитым на всю Россию.

19. Страница "Синего журнала" №15, 1911.

20. В центре барон В. фон-дер-Остен-Сакен, справа супруга, слева Полянин (фото из "Синего журнала"), 1913.


Род Остен-Сакен восходит к курляндским семействам XV - XVII в. члены этого рода занимали высшие должности в Курляндии; многие из них служили в польской, шведской и датской службе, а с первой половины XVIII в. - в России. Судя по длинной запутанной истории, дворяне фон дер Остен получили замок Сакен и рыцарское имя фон Сакен, а во времена польского протектората над Курляндией объединили два имени, чтобы подчеркнуть своё немецкое происхождение. Под Киевом, вселе Немешаево, сохранились развалины древнего замка графов Остен-Сакенов. Еще в 1910 году Николай Гумилев писал об этом дворце:

Ты помнишь дворец великанов,
В бассейне серебряных рыб,
Аллеи высоких платанов
И башни из каменных глыб?

Как конь золотистый у башен,
Играя, вставал на дыбы,
И белый чепрак был украшен
Узорами тонкой резьбы?

Ты помнишь, у облачных впадин
С тобою нашли мы карниз,
Где звезды, как горсть виноградин,
Стремительно падали вниз?

("Ты помнишь дворец великанов...", апрель 1910)

21. Немешаево (Киевская область), развалины замка Остен-Сакенов.



ФОТОГРАФИИ:

01. "Бенц" 14/30 1909 года. Такой мог возить юного Набокова в школу.
02. Владимир Набоков в автомобиле.
03. Набоков за работой в автомобиле.
04. Сотни карточек с текстами.
05. Обложка романа "Отчаяние" В. Набокова.
06. Михаил Иванович Хилков
07. Министр М.И. Хилков и группа служащих у здания министерства путей сообщения (1896)
08. В 1896, когда князь Хилков снова посещает Америку уже в ранге министра, о нем пишут в газетах, вспоминая, как он работал в локомотивном депо за 1 доллар в день.
09. Министр князь Хилков (1902)
10. "Портрет министра путей сообщения и члена Государственного Совета князя Михаила Ивановича Хилкова", художник И.Е. Репин (Этюд к картине"Торжественное заседание Государственного Совета"), 1903.
11. Князь М.И. Хилков (1907)
12. Бюст М.И. Хилкова на станции Слюдянка Кругобайкальской железной дороги.
13. Страница из газеты "Красноярский рабочий" 1.12.2012
14. Барон В. фон-дер-Остен-Сакен и Джон Рокфеллер младший со своими детьми.
15. Автомобиль у редакции "Синего журнала" (в шлеме - барон Остен-Сакен, рядом сидит Полянин, на заднем сиденье с собачкой - супруга барона)
16. Автомобиль, окруженный провожающими (в шлеме стоит барон Владимир Остен-Сакен).
17. Экипаж автопробега Петербург-Москва-Владивосток-Япония-Америка.
18. Автомобиль с участниками пробега на Дворцовой площади перед началом старта, 1913.
19. Страница "Синего журнала" №15, 1911.
20. В центре барон В. фон-дер-Остен-Сакен, справа супруга, слева Полянин (фото из "Синего журнала"), 1913.
21. Немешаево (Киевская область), развалины замка Остен-Сакенов.


ИСТОЧНИКИ:

01. Иван Баранцев. "Про автомобильного Набокова". Олдтаймер 21 сентября 2013. (https://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/16/)
02. Александр Пикуленко. "Набоков и автомобиль". АвтоАсса. 09 мая 2018. (https://autoassa.ru/blog/nabokov-i-avtomobil/)
03. Los Angeles Mystery. (https://www.losangelesmystery.com/top-10-opening-lines-of-mystery-novels/)
04. "Михаил Иванович Хилков. Министр - строитель" (http://www.rzd-expo.ru/history/biography/khilkov/)
05. "Из грязи в князи. Как кочегар паровоза стал министром", 2016 (https://www.kramola.info/vesti/rusy/iz-gryazi-v-knyazi-kak-kochegar-parovoza-stal-ministrom)
06. "Российско-американские сюжеты", 2011 (https://alliruk.livejournal.com/366726.html)
07. "Князь Михаил Иванович Хилков" (https://baikal-pereprava.ru/hilkov)
08. "Bокруг света без гроша в кармане" (https://rodich2007.livejournal.com/2005508.html)
09. "Синий Журнал" №15, 1911 (http://file.magzdb.org/magz/Синий%20журнал/Синий%20журнал%201911,%20№%2015.pdf)
10. Петроградская Газета, 10 марта 1911 года (http://starosti.ru/archive.php?m=3&y=1911)
11. Новое Время (Москва), 02 мая 1911 года (http://starosti.ru)
12. Русское Слово (Владимир), 25 мая 1911 года (http://starosti.ru)
13. Петроградская Газета, 06 августа 1912 года (http://starosti.ru/article.php?id=33158)
14. "Село Немешаево, руины дворца графов Остен-Сакен." Очарованный Странник 02 апреля 2016 (http://ocharovanny-strannik.com/izyuminki/nem%D0%B5shaevo-osten-sacken-palace/)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru