© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 26. 1913 (5/5).
Олимпиада. Казань-Екатеринбург. 1-й автокросс.


Люди и события ХХ века. 1913 год. События конца года.

Биографии: Иннокентий Швецов, Борис Кремлёв, Владимир Рябушинский, Эрнст Нирнзее.



1913 год (часть V).


20-25 августа. 1-я Всероссийская Олимпиада.

На Олимпийских играх 1912-го года в Стокгольме российская команда заняла среди восемнадцати стран-участниц 16 место. Пресса назвала бесславное выступление олимпийцев "позором всея русского народа". Чтобы не допустить таких провалов в будущем, было решено, начиная с 1913-го года, ежегодно проводить свои олимпиады на территории Российской империи. Первая Олимпиада(*) состоялась в Киеве 20-25 августа 1913.

01. Почтовая марка Украины 2013 года выпуска в память Первой Русской Олимпиады 1913 года.


(*) Вторая Олимпиада стартовала в Риге 6 июля 1914 года, но была прервана начавшейся Первой Мировой войной.

02. Почтовая марка России 2000 года выпуска в память о первых двух Олимпиадах 1913 и 1914 годов.


Особое место в программе олимпиады отводилось мотоциклетной гонке, старт которой был намечен на 23 августа в 3 часа утра с седьмой версты Черниговского шоссе. Протяженность трассы 280 вёрст (без малого 300 км) до Чернигова и обратно. До финиша добрались семеро из восемнадцати мотоциклистов, и первым мотоциклетным чемпионом России стал Борис Кремлёв-Толокнов из Москвы.

03. один из популярных мотоциклов - Dux, с V-образным двигателем объемом 256 куб.см., мощностью 2 л.с., позволяющий развить скорость до 60 км/ч., модель 1912 г.

04. Памятная медаль в честь Первой Русской Олимпиады в Киеве, 1913.



Борис Кремлёв (Борис Михайлович Кремлёв-Толокнов)

Родился в Москве. Член Московского Общества Мотористов. Победитель мотогонки в Первой Всероссийской Олимпиаде в Киеве (1913), первый русский участник 2-дневной мотогонки "Tourist Trophy" на шотландском острове Дуглас (сейчас он называется о. Мэн), показавший результат в первой десятке, выступая за английскую заводскую команду Rudge. 29-30 мая 1914 выиграл в гонке Москва-Петербург-Москва. Участник Первой Мировой в артиллерийских войсках. С фронта писал заметки в газету "К Спорту".

05. Борис Кремлёв на мотоцикле Rudge, "Турист-трофи", весна 1913.

06. Старт "Турист-трофи", остров Мэн (Великобритания), 1913.

07. Статья Бориса Кремлёва о событиях на фронте "Под Осовцом", газета "К Спорту!" №39, 1914.

08. 29 мая начался большой мотоциклетный пробег Москва-Петербург-Москва, организованный московским клубом мотоциклистов, и закончился 2-го июня. В пробеге участвовало 42 человека, среди них 8 военных мотоциклистов. Все расстояние из Москвы в Петербург и обратно (1300 верст) участники должны были покрыть в 84 часа. Победителем стал Б.М. Кремлев (Толокнов), журнал "Искры" №22, 8 июня 1914.


В 1914 году было образовано Всероссийское Общество Мотоциклистов, во главе Оргкомитета был Андрей Нагель. Во время войны военные мотоциклисты служили в Учебной автомобильной роте под началом полковника Секретёва Петра Ивановича.

01. S43_09: мотоциклист Учебной Автомобильной Роты в С.-Петербурге, 1915.


(**) Курьёзы Олимпиады:

1. Когда должны были стартовать марафонцы, выяснилось, что стартовый пистолет забыли в Оргкомитете, и арбитрам пришлось вместо выстрела громко хлопать в ладоши.
2. Киевлянин Дмитрий Тевс во время мотогонки на Черниговском шоссе сбил насмерть корову. Сам мотогонщик был доставлен каретой скорой помощи домой.
3. Велосипедист Феликс Рафский, лидируя в гонке, наскочил на камень и поранил руки и ноги. После оказания медицинской помощи он неспешно продолжил поездку к финишу, где обнаружил, что пришёл вторым.
4. Многие источники сообщают, что лётчик Нестеров выполнил "мёртвую петлю" во время Олимпиады, однако он совершил свой трюк через 2 дня после закрытия.


Пётр Николаевич Нестеров (1887 - 1914)

Русский военный лётчик, изобретатель, испытатель. Родился в Нижнем Новгороде, воспитывался в Нижегородском кадетском корпусе, закончил Михайловское артиллерийское училище, а в 1912 году командирован на учёбу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине. В 1913-14 гг. уже командир отряда военных лётчиков в Киеве. 27 августа 1913 совершил знаменитую "петлю Нестерова".

10. Штабс-капитан П.И. Нестеров у своего моноплана "Ньюпор IV", 1913.


Пётр Николаевич собирался подать в отставку и заняться конструированием аэропланов, но война помешала его планам. В августе 1914 года штабс-капитан Нестеров погиб в воздушном бою, протаранив австрийский самолёт.

11. Пётр Николаевич Нестеров (чин штабс-капитана присвоен 31 августа 1913), фото из журнала "Искры" №35, май 1914.



30 августа - 4 сентября. Пробег Казань - Екатеринбург (более 1000 вёрст).

В конце августа председатель правления МКЖД Николай Карлович фон Мекк организовал первый в своём роде пробег на дистанцию в более, чем 1000 вёрст по ужасным просёлочным и грунтовым дорогам и полному бездорожью от Казани до Екатеринбурга, с целью исследования необходимости постройки асфальтовой дороги параллельно строящемуся участку железной дороги к Уралу. Маршрут пробега проходил через Елабугу, Сарапул, Осу, Кунгур, Красноуфимск. Командором пробега был сам Николай Карлович, среди участников был и его сын Аттал фон Мекк. В пробеге приняли участие 9 "Мерседесов", специальной версии "Type Russie", с высокой подвеской, купленные в московском представительстве "Даймлер".

12. Статья о пробеге 9 "Мерседесов" по маршруту Екатеринбург-Казань, 1913.

13. Карта маршрута пробега Екатеринбург - Казань, 1913.


Командорский Mercedes был ветераном пробегов - участник Киевского и Севастопольского пробегов. Состав экспедиции: в командорской машине №1 - Николай Карклович фон Мекк, казанский вице-губернатор Г.Б. Петкевич, помощник глав.инж. путей сообщения Б.П. Белоцерковец, студент института инженеров путей сообщения Юрий Владимирович Рейслер. В машине №2 - Аттал Николаевич фон Мекк, директор правления Казанской ж.д. Артур Адольфович Абрагамсон, главный контролер А.В. Волковицкий.

14. Экипаж "Мерседеса" под управлением Аттала Николаевича фон Мекка, фото из журнала "Автомобилист" №21, 1913.

15. Остановка в Елабуге участников пробега, 1913.

16. Елабуга (Татарстан) сегодня.


В остальных машинах - сотрудники инженерной службы путей сообщения и Московско-Казанской железной дороги, представитель фирмы "Мерседес" Ф.А. Гессель, студенты, техники, механик, доктор, а также прислуга. 28 августа участники пробега-экспедиции выехали из Москвы в Казань служебным поездом, а 30-го стартовали.

17. Экипаж Ф.А. Гесселя, представителя фирмы "Мерседес", 1913.

18. Сарапул (Удмуртия) сегодня.


Если из Казани выезжали на приличной скорости, около 60 вёрст в час, то дальше скорость упала вдвое. Попадались кочки и пни, непролазная грязь и глубокие колеи, наполненные водой. Местами приходилось ехать по вспаханному полю, и даже пересекать несколько речушек вброд наугад, по решению командора. Ввиду того, что все машины были с кузовом типа "торпедо" (без верха), преодоление водных и грязевых преград доставляло путешественникам немало неприятных ощущений. Каму пересекли на пароходе.

19. Экипаж "Мерседеса" №7, 1913.

20. Оса Пермского края сегодня.

21. Кунгур Пермского края сегодня.


Последний участок между Красноуфимском и Екатеринбургом был местами особенно трудный из-за гористой и каменистой местности. Несмотря на все трудности пути, экспедиция добралась до Екатеринбурга в назначенное командором время.

22. Красноуфимск Свердловской области сегодня.

23. Участники пробега на границе Европы и Азии. На переднем - командор Николай Карлович фон Мекк, 1913.


Пробег продемонстрировал:
1) массовый автопробег из Петербурга или Москвы в восточном направлении, запланированный на 1914 год, еще пока невозможен, и необходимо дождаться окончания строительства железной дороги до Екатеринбурга,
2) необходимо строительство дорог в этом направлении, параллельно со строящейся железной дорогой,
3) качество "Мерседесов" в условиях бездорожья оказалось превосходным, и позволило продолжить эксплуатировать эти автомобили на данном участке и после пробега.

24. Фрагмент статьи о пробеге, где А.Н. фон Мекк даёт оценку качеству "Мерседесов", журнал "Автомобилист" №21, 1913.



4 сентября. Военные маневры добровольной автомобильной дружины.

Несмотря на то, что до начала войны еще почти год, что-то витает в воздухе Европы, и постоянно проводятся учения военных округов и манёвры, в которых неизменно участвуют автомобилисты добровольной дружины под началом Владимира Павловича Рябушинского. 4 сентября манёвры состоялись недалеко от города Владимира.

25. Московская добровольная автомобильная дружина, фото из журнала "Автомобилист", 1912.


Владимир Павлович Рябушинский (1873, Москва - 1955, Париж)

Предприниматель, банкир, меценат из династии купцов-старообрядцев Рябушинских. Братья Рябушинские основали "Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями", Банкирский дом Рябушинских (преобразованный в Московский Банк в 1912 году), начали строительство завода АМО в 1916 году. Владимир Павлович - один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи. В июле 1914 добровольцем пошёл на фронт. За период войны дослужился до подпоручика, был ранен, награжден многими наградами, в том числе Георгиевским крестом. В 1917 поддержал выступление генерала Корнилова, позже был в совете при генерале Врангеле. В 1920 из Крыма эмигрировал во Францию. Похоронен на Сен-Женевьев-де-Буа.

26. Владимир Павлович Рябушинский, 1910



14 - 15 сентября. Москва - Ярославль - Москва (496 вёрст).

Журнал "Автомобилист" в сентябре 1913 года разместил сообщение об автопробеге московских автомобилистов в Ярославль. Практически больше ничего не известно об этом мероприятии, кроме того, что архитектор Нирнзее принял участие в гонке и лидировал в ней долгое время.

27. В кепке и шоферском балахоне - известный московский автомобилист Роман Романович фон Винклер. В ряду машин - последняя это Berliet Э. Нирнзее. Судя по всему, сам Нирнзее стоит возле машины (фото из книги Льва Шугурова "Автомобильная Москва"), на старте автопробега Москва - Ярославль, 14 сентября 1913.


Эрнст-Рихард (Эрнест Ришард) Карлович Нирнзее (Ernest Nirnzee) (1873, Вязьма - 1934, Варшава)

Московский архитектор и предприниматель-домовладелец, приехавший в 1898 из Варшавы. Автор знаменитых "тучерезов" - первых московских небоскрёбов. Самый известный из них - 10-этажный "Дом Нирнзее" в Большом Гнездниковском переулке 1913 года постройки (оставался самым высоким в Москве до 1931). С ним связаны имена многих писателей, художников, бывавших и живших здесь (Булгаков, Паустовский, Хлебников, Маяковский), в клубе дома (в цокольном этаже) выступал Герберт Уэллс. В 1918 году дом был национализирован, все жильцы выселены, а квартиры отданы большевистской партийной номенклатуре. Дом Нирнзее фигурировал во многих художественных фильмах, включая "Сказки Арбата", "Курьер", "Служебный роман", "Место встречи изменить нельзя".
Э. Нирнзее, как и его брат Карл, состоял членом Московского автомобильного общества (МАО), участвовал на автомобиле "Берлие" в одном из автопробегов по маршруту Москва-Ярославль-Москва (1913), в котором стал одним из лидеров гонки. Об этом сообщило издание "Автомобилист" в 1913 году.

28. Предположительно, одна из редких фотогрфий Э. Нирнзее, журнал "Автомобилист", сентябрь 1913.


В 1915 году на волне антигерманских настроений он продал "Дом Нирнзее" банкиру Дмитрию Рубинштейну (***), и вернулся в Польшу. Умер в Варшаве в 1934 году.
(***) Рубинштейн был другом Распутина и однажды сам Распутин приехал очищать дом, от которого отказалась церковь. Дело в том, что сразу после вселения среди жителей распространились слухи о некоем "проклятии" дома. После того, как Распутин сделал несколько заговоров, несчастья в доме прекратились, а голоса и огоньки исчезли.

29. Самый известный "Дом Нирнзее" в Бол. Гнездниковском переулке в Москве.



29 сентября. 2-верстная гонка ПРАК по бездорожью ("Автокросс")

Недалеко от Серпуховской заставы в Москве состоялось первое соревнование по бездорожью, организованное Первым Русским Автомобильным Клубом (ПРАК). В соревновании приняли участие Марк фон Мекк, братья Капцовы, Иннокентий Швецов, фон Люде. Это было первое соревнование подобного рода, которое назвали "Двухверстной гонкой с препятствиями по проселочной дороге". В принципе, многие из тогдашних пробегов проходили, в том числе, и по бездорожью, но специально такое соревнование устроили впервые. Идейным вдохновителем гонки выступил Владимир Павлович Рябушинский, занимавший должность председателя военной секции ПРАК, и взявший на себя организационную сторону гонки.

30. Сбор участников кросса перед зданием клуба ПРАК, 29 сентября 1913.

31. Список участников кросса, организованного ПРАК, 1913.


В воскресенье 29 сентября 1913 года к 8:30 утра участники съехались на Кузнецкий мост, к зданию автомобильного клуба, откуда все колонной двинулись за Серпуховскую заставу к деревне Верхние Котлы. Кортеж представлял собой забавное зрелище - журнал "К спорту!" писал об этом: "Целый ряд автомобилей с задними колесами, перевитыми канатами и цепями; на подножках доски, вдоль кузовов длинные бревна. Внутри автомобилей - словно склады строительных материалов. Получилась картина, что следует какой-то строительный автомобильный обоз". Погода, несмотря на календарь, стояла уже зимняя - на фото виднеется белый снежок, который автомобилистам предстояло месить с размякшей от дождей грязью. Специально для оказания возможной помощи застрявшим машинам был прислан грузовик с нижними чинами.

32. Кросс по заснеженному бездорожью, 29 сентября 1913.


За Серпуховской заставой без труда нашли скверную проселочную дорогу. Спортсмены три раза переезжали вброд речку и взбирались на довольно крутой глинистый берег. Из четырнадцати автомобилей до финиша добрались двенадцать. Отечественные автомобили не участвовали, только иностранные: Mercedes, Opel, Ford, Minerva, Rochet-Schneider, Charron, Sperber и Hupmobile.

33. Зрители на трассе гонки по бездорожью, 29 сентября 1913.

34. Застрявшая в снегу машина, гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.


Победителем стал Иван Леонардович Тефферсфельд. Как писал журнал "Автомобилист": "В этом случае опытность ездока ярко сказалась, г. Тефферсфельд провел машину ровно, не увлекаясь быстротой, а благодаря этому не задержался на препятствиях". "Мерседес" И.А.Швецова стартовал третьим и преодолел трассу за 4 минуты 49 секунд. Однако, оказалось, что автомобиль у Иннокентия Алексеевича - трехместный родстер, и, следовательно, не попадает под регламент гонки. В итоге его заезд посчитали вне конкурса, хотя результат был отменным! Труднее всех пришлось тяжелым машинам, вязнувшим в проделанных ямах и колее. Огромным "Мерседесом" с регистрационным номером 254 управлял опытный гонщик Марк Николаевич фон Мекк, показавший время 4 минуты 59 секунд. На четыре секунды от него отстал Михаил Александрович Капцов на "Опеле".

35. Марк Николаевич фон Мекк на "Мерседесе", гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.


Итоги гонки подвели по возвращении на Кузнецкий мост. Из 14 машин до финиша добрались 12. Победитель - Тефферсфельд на Ford-T, второе место занял фон Мекк, третье - Михаил Капцов. На втором мог бы быть Швецов со своим трехместным "Мерседесом" если бы не дисквалификация - ему вручили лишь золотой жетон.

36. Статья о гонке в журнале "Автомобилист" №19, октябрь 1913.



Иннокентий Алексеевич Швецов (1893-1934).

Иннокентий Алексеевич был сыном кяхтинского купца. Его отец, Алексей Васильевич Швецов, был представителем и поставщиком чайной компании Петра Кононовича Боткина, бывшего в то время крупнейшим и самым известным поставщиком китайского чая в Москве. Город Кяхта (современная Бурятия), лежащий на сибирском чайном пути из Китая, в XIX веке был самым торгующим городом не только Сибири, но и всей России, благодаря высокому удельному весу купечества. По слухам, в Кяхте помнят о младшем Швецове - Иннокентии, как о лихом гонщике, принимавшем участие на своем "Мерседесе" в кроссе под Москвой в 1913 году. В 2012 году Кяхту посетили потомки Швецовых, живущие во Франции.

37. Вид Кяхты в середине XIX века.

38. Брикет цейлонского чая Торгового Дома А.В. Швецова

39. Жестяная коробка с чаем Торгового дома "Швецов и сыновья"

40. Дом Швецовых в Астрахани.


Иннокентий Швецов владел 14-сильным автомобилем "Мерседес", на котором принимал участие в 2-верстной гонке с препятствиями по проселочной дороге 29 сентября 1913 года, организованной Первым Русским Автомобильным Клубом в 4 верстах от Серпуховской заставы, в районе деревни Верхние Котлы, где фактически показал второй результат, но получил только золотой жетон, так как его автомобиль шёл вне зачёта.
Немного ранее, в июле 1913 журнал "Автомобилист" сообщал: "5 июля в Неаполь прибыли московские автомобилисты г. г. Швецов, Молчанов и Кузин, совершающие обратный пробег по маршруту Неаполь-Рим-Вена- Москва. Спортсмены были радуш­но встречены членами местного автомобильного клуба." ("Автомобилист" № 13, 1913 г.)

41. И.А. Швецов на "Мерседесе", гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.


И.А. Швецов эмигрировал с семьёй во Францию в 1921 году. Так как Торговый дом "Швецов и сыновья" торговал с размахом и в европейских странах, Швецов сколотил огромное состояние, позволявшее ему и в эмиграции жить с размахом в Ницце.
"В Монте-Карло жили богатые купцы Швецовы, швырялись деньгами и транжирили всё вывезенное из России. Деньги таяли и в один прекрасный день веселье закончилось - их попросили освободить гостиницу. Семья у них была большая, они даже вывезли своего управляющего. Собрали семейный совет, что же делать дальше, работать они не собирались. И вдруг управляющий достает купчую на огромное имение, предусмотрительно тайком от них купленное от их лица (он имел права подписи) еще до полного разорения, видя, к чему всё это катится, чтобы как-то сохранить средства. Так они оказались в Ла Фавьер, где был большой дом и виноградники, прекрасное место у самого берега моря. Они там расселились и даже стали заниматься этим имением." (из воспоминаний А.Л. Оболенского)

В Ла Фавьер (недалеко от Тулона) Иннокентий продал несколько участков земли, которые купили Павел Милюков, князь Владимир Оболенский. Там же жили Врангели, Куприны, приезжали на отдых Саша Черный, Дягилев, Марина Цветаева, архитектор Бенуа, художник Иван Билибин. Швецова там любили и русские, и местные жители, а Куприн описал его в очерке "Сильные люди". Супруга Иннокентия - Галина Семёновна Швецова (Родионова) (1895-1977) хорошо знала Бунина, и дружила с дочерью Анастасии Цветаевой Ариадной Эфрон. Во время Второй мировой участвовала во французском Сопротивлении, но после войны решила уехать в СССР, где остаток жизни прожила в Ташкенте.

42. Акварель Ивана Билибина с видом на побережье Ла-Фавьер, 1935.

43. Берег залива в Ла-Фавьер.

О последних годах И.А. Швецова ничего неизвестно, как, впрочем, и о его прямых потомках. Валентин Распутин со слов И. И. Попова ("Минувшее и пережитое", 1924) упоминает, что Швецов похоронен в Швейцарии. На русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа есть несколько могил, на которых значатся имена Швецовых. Однако, ни то, ни другое предположение не находит подтверждения. Живущие во Франции потомки - по линии Марии Алексеевны Токмаковой (Швецовой), младшей сестры Иннокентия Швецова.

44. Саша Черный с женой в Ла Фавьер, 1930-32.


О приезде Саши Чёрного с супругой в Ла Фавьер в 1926 г.: "Обедом дело не закончилось. Швецов потащил всех на площадь, посреди которой был летний трактир, на простых деревянных скамьях сидели местные рыбаки и тянули "пастис" (анисовую водку). Швецов дал понять трактирщику, что привел друзей и их надо обслужить по высшему разряду. Вокруг все радостно засуетились. Саша Черный пытался заплатить, но изумленный трактирщик объяснил, что за мсье Швецова здесь никогда никто не платит, напротив, мсье Швецов угощает весь город." (Миленко В.Д. Библиотека ЖЗЛ. "Саша Чёрный: Печальный рыцарь смеха.")


29 ноября - итоговое заседание ИРАО 1913 года.

На заседании комитета ИРАО 29 ноября, при участии представителя Военного ведомства генерал-лейтенанта Ф.Н. Добрышина было принципиально одобрено предложенное вице-президентом ИРАО флигель-адьютантом В.В. Свечиным направление следующего ежегодного пробега на Приз Императора Николая II в 1914 году в южном направлении, по маршруту Москва - Ростов на Дону - Владикавказ - Тифлис - Закавказье - Кутаис - Сухум - Гагры - Новороссийск - Севастополь - Одесса. Как мы знаем, этим планам не суждено было сбыться из-за начавшейся в 1914 году Великой войны.

45. Обложка издания МАО с картами автопробегов 1913 года.



Фотографии:

1. Почтовая марка Украины 2013 года выпуска. в память Первой Русской Олимпиады 1913 года.
2. Почтовая марка России 2000 года выпуска. в память о первых двух Олимпиадах 1913 и 1914 годов.
3. Один из популярных мотоциклов - Dux, с V-образным двигателем объемом 256 куб.см., мощностью 2 л.с., позволяющий развить скорость до 60 км/ч., модель 1912 г.
4. Памятная медаль в честь Первой Русской Олимпиады в Киеве, 1913.
5. Борис Кремлев на мотоцикле Rudge, "Турист-трофи", весна 1913.
6. Старт "Турист-трофи", остров Мэн (Великобритания), 1913.
7. Статья Бориса Кремлева о событиях на фронте "Под Осовцом", газета "К Спорту!" №39, 1914.
8. 29 мая начался большой мотоциклетный пробег Москва-Петербург-Москва, организованный московским клубом мотоциклистов, и закончился 2-го июня. В пробеге участвовало 42 человека, среди них 8 военных мотоциклистов. Все расстояние из Москвы в Петербург и обратно (1300 верст) участники должны были покрыть в 84 часа. Победителем стал Б.М. Кремлев (Толокнов), журнал "Искры" №22, 8 июня 1914.
9. Мотоциклист Учебной Автомобильной Роты в С.-Петербурге, 1915.
10. Штабс-капитан П.И. Нестеров у своего моноплана "Ньюпор IV", 1913.
11. Пётр Николаевич Нестеров (чин штабс-капитана присвоен 31 августа 1913), фото из журнала "Искры" №35, 1914.
12. Статья о пробеге 9 "Мерседесов" по маршруту Екатеринбург-Казань, 1913.
13. Карта маршрута пробега Екатеринбург - Казань, 1913.
14. Экипаж "Мерседеса" под управлением Аттала Николаевича фон Мекка, фото из журнала "Автомобилист" №21, 1913.
15. Остановка в Елабуге участников пробега, 1913.
16. Елабуга (Татарстан) сегодня.
17. Экипаж Ф.А. Гесселя, представителя фирмы "Мерседес", 1913.
18. Сарапул (Удмуртия) сегодня.
19. Экипаж "Мерседеса" №7, 1913.
20. Оса Пермского края сегодня.
21. Кунгур Пермского края сегодня.
22. Красноуфимск Свердловской области сегодня.
23. Участники пробега на границе Европы и Азии. На переднем - командор Николай Карлович фон Мекк, 1913.
24. Фрагмент статьи о пробеге, журнал "Автомобилист" №21, 1913.
25. Московская добровольная автомобильная дружина, фото из журнала "Автомобилист", 1912.
26. Владимир Павлович Рябушинский, 1910
27. Обложка издания МАО с картами автопробегов 1913 года.
28. В кепке и шоферском балахоне - известный московский автомобилист Роман Романович фон Винклер. В ряду машин - последняя это Berliet Э. Нирнзее. Судя по всему, сам Нирнзее стоит возле машины (фото из книги Льва Шугурова "Автомобильная Москва"), на старте автопробега Москва - Ярославль, 14 сентября 1913.
29. Предположительно, одна из редких фотографий Э. Нирнзее, журнал "Автомобилист", сентябрь 1913.
30. "Дом Нирнзее" в Бол. Гнездниковском переулке в Москве.
31. Сбор участников кросса перед зданием клуба ПРАК, 29 сентября 1913.
32. Список участников кросса, организованного ПРАК, 1913.
33. Кросс по заснеженному бездорожью, 29 сентября 1913.
34. Зрители на трассе гонки по бездорожью, 29 сентября 1913.
35. Застрявшая в снегу машина, гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.
36. Марк Николаевич фон Мекк на "Мерседесе", гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.
37. Статья о гонке в журнале "Автомобилист" №19, октябрь 1913.
38. Вид Кяхты в середине XIX века.
39. Брикет цейлонского чая Торгового Дома А.В. Швецова
40. Жестяная коробка с чаем Торгового дома "Швецов и сыновья"
41. Дом Швецовых в Астрахани.
42. И.А. Швецов на "Мерседесе", гонка по бездорожью, 29 сентября 1913.
43. Акварель Ивана Билибина с видом на побережье Ла-Фавьер, 1935.
44. Берег залива в Ла-Фавьер, 1930-е гг.
45. Саша Черный с женой в Ла Фавьер.


Источники (по 1913 году):

1. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки". Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
2. Станислав Кирилец. "IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 1913 г.". Грузовик-пресс №6, 2013 (gruzovikpress.ru).
3. Денис фон Мекк. "История рода Фон Мекк". (von-meck.info)
4. Журнал "Автомобилист", №13, 1913 г.
5. Журнал "Автомобилист", №21, 1913 г.
6. И. Баранцев. "Без направляющей колеи". Коммерсант - Автопилот (kommersant.ru) №7, 2012.
7. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi (stellarrally.com).
8. "Русские гонки". Журнал "Олдтаймер" под редакцией И. Сорокина (oldtimer.ru), 09.10.2013.
9. Вячеслав Маслов. Список членов СПАК и ИРАО. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).

Источники (о Кремлёве):
10. Борис Кремлёв или первый русский на гонках о. Мэн (motoevo.ru/kremlev/)
11. Первая Мировая война. Заметки очевидца (http://museum.sportedu.ru/content/pervaya-mirovaya-voina-zametki-ochevidtsa)
12. Андрей Мятиев. Из истории мотоциклетного костюма. Журнал "Игрушки для больших" №10, январь 2002. (http://autobuy.ru)

Источники (о Нирнзее):
13. Мария Раевская. "Архитектора вывели из-за туч". "Москва-Центр", 26 сентября 2019 (https://caoinform.moscow)
14. Татьяна Каратеева. "Архитектор Нирнзее родился в Вязьме". Блог @TaKarateeva, 11 марта 2020.
15. Владимир Раевский, Николай Миско. "Дом Нирнзее - первый московский небоскрёб". Medusa.io и блог @nudamoskva, 2 декабря 2019.

Источники (о Швецове):
16. Чайный портал "Tea Terra", 31.10/2014. Русские чаеторговцы: предпринимательский успех. (tea-terra.ru)
17. Исторический форум "Предыстория" (predistoria.org)
18. "Потомки Лушникова". На сайте "Кандинский В.В., жизнь и творчество" (kandinsky-art.ru)
19. Миленко В.Д. Серия ЖЗЛ. "Саша Чёрный: Печальный рыцарь смеха". Москва, "Молодая гвардия", 2014.
20. "Потомки кяхтинского купца А.В. Швецова в Кяхте". "Кяхтинские вести" 5 июля 2012. (e-baikal.ru)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru