© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века. Часть 21. Автомобилисты Балтийских клубов. Биографии (III).


Гонки и гонщики ХХ века. Балтийские автомобилисты. Биографии. Ч.3



Baron Carlos von Lieven / Карл Ливен, барон (1879 - 1971)
Князь Ливен родился в С.-Петербурге, происходил из старинной аристократической семьи из Ливонии. Семья Ливен разделилась на 2 ветви, одна из которых владела баронским титулом, другая - княжеским. Князь Ливен сопровождал в гонке 1914 года Великого Князя Кирилла. Барон Карл Ливен был членом комитета по аудиту БААК, владел автомобилем Benz 12/30HP, на котором взял первый приз в средней категории в 1914 году.

01. За рулем - Вел. Князь Кирилл Владимирович, рядом с ним - Вел. Княгиня Виктория Федоровна, на заднем сиденье - князь Карл фон Ливен (1914).



Baron Franz Adam Wilhelm von Hahn / Франц Хан, барон (1887 - ?)
Участник БААК барон Франц Хан владел автомобилем Benz 16/40HP. Во время гонки 1914 г. он потерпел аварию, и пересадил пассажиров к другому экипажу. Однако же неисправность задней оси смогли починить, и он догнал товарищей. Позже его семья принимала участников пробега в своем имении. А 18 июля, когда Великий Князь Кирилл срочно отправился в Петербург, он, вместе с бароном фон Корф и инженером Крейслером вызвался его сопровождать. Семья фон Хан после войны перебралась в шведский Вестерлунд.

02. Барон Франц фон Хан.



Alfred Carl Wilhelm von Schilling / Альфред Оттонович Шиллинг, барон (1861 - 1922)
Кроме Н. Коха, еще один участник пробега был из Северной Эстонии - барон Альфред фон Шиллинг, из потомственных дворян Эстляндской губернии. Он участвовал на своем Benz 16/40HP, вместе с женой Юлией Мари и старшим братом Эдгаром Зигфридом. Кстати, его дед Мориц Густав (Маврикий Фабианович) фон Шиллинг был в то время главой канцелярии МИД России, и именно его записи сохранили максимум информации о хронологии событий перед началом войны. Имение фон Шиллингов было сожжено революционными солдатами в 1918 г. Оба его сына, Альфред (младший) и Эгон сражались с большевиками. Альфред-сын умер от ран в 1919. Альфред-отец покидал Таллин, уезжая то в Германию, то в Швецию, но затем вернулся, и умер в Таллине в 1922. А его дед, после большевисткого переворота в Петрограде, уехал сначала в Лондон, затем в Париж, где умер в 1934, и был похоронен на Сен-Женевьев-де-Буа.

03. Барон А.О. Шиллинг (1907).

04. барон Эгон фон Вольф, губернатор Звегинцов, братья Альфред и Эдгар фон Шиллинг (1914).



Vladimir (von) Kreissler / Владимир Александрович Крейслер (1873 - 1923)
Владимир Крейслер был дорожным инженером, работал в Риге, начальником инженерного департамента Министерства финансов. В 1913 году вышла его книга, где его имя означено как Vladimir von Kreissler, так же он упомянут в списках клуба БААК за 1914 год. В. Крейслер участвовал в соревновании 1913 г. на "Руссо-Балте", а в 1914 - на Benz 33/75HP. На одном из отрезков он сильно погнул ось, и добрался до промежуточного финиша поздним вечером. Однако, не стал отдыхать, а заперся в мастерской вместе с кузнецом, чтобы исправить ось. К утру, уставший и довольный, сель снова за руль "Бенца".
По окончании пробега он отправился вместе с Великим Князем Кириллом и графом Шуваловым в С.-Петербург. В самом начале войны Великая Княгиня Виктория Федоровна организовала военно-санитарный автомобильный отряд. Ей в этом оказывали огромную помощь как раз князь Шувалов и инженер Крейслер. Известно, что В.А. Крейслер сам порой участвовал в рискованных операциях по вывозу раненых из мест боёв, за что был награжден Георгиевским крестом.

05. Инженер Владимир Крейслер.



Heinrich Eduard Karl von Stryk / Генрих фон Стрик (1873 - 1938)
Генрих фон Стрик учился юриспруденции в Тартусском университете. Состоял членом клуба БААК и участвовал в соревновании 1914 г. на автомобиле Mercedes 10/25HP старшего брата Гуго фон Стрика. С 1916 года жил в Стокгольме, а в 1920 переехал окончательно в Германию. Похоронен в Нойбранденбурге.

06. Генрих фон Стрик (около 1900 г.)



Hugo Ferdinand Bernhard von Stryk / Гуго фон Стрик (1860-1941)
был предпринимателем и большим поклонником автомобилей, в его коллекции было 3 автомобиля, среди них - упомянутый выше "Мерседес", а также Benz 10/30 HP, которым пользовался и брат Альфред.

07. Гуго фон Стрик.



Alfred Georg Alexander von Stryk / Альфред фон Стрик (1878 - 1919)
Альфред также изучал юриспруденцию в Тартусском университете, состоял членом Б.А.А.К. В 1911 году в Риге он издал клубный "Карманный справочник автомобилиста" (Auto-Taschenbuch herausgegeben vom Baltischen Automobil- und Aero-Club), который стал первым подобным изданием в Российской Империи. Семья фон Стрик была одной из первых, кто обзавелся автомобилями в Пярнусском уезде. Сохранилось несколько открыток с изображением Альфреда со своим британским автомобилем Beeston Humber, а также фотографии "Мерседеса" 1905 г.в. Генриха.
Альфред сражался против большевиков и погиб в 1919 году.

08. Альфред фон Стрик (около 1900 г.)

09. Краткая биография на немецком из Эстонского цифрового архива.



Carl Wilhelm Ludwig Staёl von Holstein / Карл Хольштейн, барон (1877 - 1936)
Сталь фон Гольштейн - баронский род, родом из Вестфалии, восходящий к XII веку. В роду было немало русских генералов и офицеров, ученые, придворные. Карл Гольштейн служил российским послом в Пекине, а позже в посольстве в Вашингтоне. Он принял участие в пробеге 1914 г. на своем Benz 10/20HP, вместе с женой Еленой, чья сестра Анна, кстати, была замужем за Альфредом фон Стрик. Барон Гольштейн родился в Дорпате (позже - Юрьев, сегодня - Тарту), умер в Риге.

10. Заявление на получение загранпаспорта от Карла Гольштейна (1919).



барон Николай Васильевич фон Люде
Отец Николая Василий Фёдорович был коллежским секретарем Великолуцкого уезда Псковской губернии. Несмотря на немецкую фамилию, семья фон Люде (иногда писали фон Лоде) считалась исконно русской. Известно, что Николай Васильевич был одним из первых российских автогонщиков, участвовал в "Первой гонке моторов" 1898 г. В 1914 году старший фон Люде сменил фамилию на Люде, чтобы не иметь проблем с властями и не оправдываться за немецкую фамилию перед чрезмерно разгоряченными патриотами. Дальнейшая его судьба неизвестна.

11. Первая гонка моторов 1898. Один из участников на трициклах - поручик фон Люде.



Woldemar Johann Wencelides / Владимир Францевич Венцелидес (1882 - 1931)
В. Венцелидис родился 11.12.1882 в Санкт-Петербурге. Дипломированный инженер, преподаватель, закончил Технологический институт в Петербурге и Политехническую школу в Риге. Участник автомобильного пробега Кенигсберг - Рига 1912 г. на своем "Мерседесе", в котором завоевал одну из наград. Умер 03.03.1931 в Риге.

12. В. Венцелидес на пробеге Кенигсберг - Рига (1912).

13. Архивные документы В. Венцелидеса из Рижского политехнического института 1909-1918.

14. Послужной списокъ Ассистента по прикладной механике при Рижскомъ Политехническомъ Институте надворнаго советника инженеръ-технолога Владимира Францевича Венцелидеса (1909).



Julien Potterat / Жульен Поттера (1882 - 1965)
Российский гонщик, швейцарский инженер, ведущий специалист Руссо-Балта. Молодой швейцарский инженер-конструктор Жюльен Поттера был приглашен в реорганизованную бельгийскую автомобильную компанию Fondu в 1896 году. В начале ХХ века, уже успевший себя зарекомендовать как инженер с прогрессивным научно-техническим воззрением, был приглашен в Ригу на созданное предприятие "Руссо-Балт". Используя инновационные разработки завода Fondu, он, вместе с Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым, создал в 1909 году первый "Руссо-Балт". В том же году, 14-18 августа, состоялся большой международный автопробег на 1177 км по маршруту Петербург-Рига-Петербург, в котором Ж. Поттера принял участие под № 9, и остался очень доволен качеством автомобиля, без поломок прошедшим трудную дистанцию.
Известность получил случай, когда в ходе одного из ралли, проходившего по России, "Руссо-Балт" врезался в избу, после чего та развалилась, а автомобиль остался целым и смог продолжить пробег...

15. "Руссо-Балт" под номером 9, принимавший участие в автопробеге 1909 года Петербург-Рига-Петербург.



Ludwig Posselt / Людвиг Поссельт
Один из известных рижских автомобилистов, предпринявший попытку автопробега в Тегеран в 1910, и спустя год успешно осуществивший ее на автомобиле Benz.
О более позднем периоде жизни Людвига ничего не известно. Его отец, Эрнст Вильгельмович (возможно, Вильгельм Эрнестович) Поссельт, приехал в Россию в 1883 году из Гейдельберга. В Варшаве он основал прядильную фабрику "Бриггс, Поссельт и Ко", а позже - акционерное общество "Текстиль" в Риге, акционерное общество Варшавской фабрики ковров и Русско-итальянское общество в Варшаве. Исходя из исторических данных, можно смело утверждать, что он был внуком известного германского историка, родом из Гейдельберга, Эрнста Людвига Поссельта (1763 - 1804).

16. Л. Поссельт с товарищами возле "Бенца".



Михаил Матвеевич Кузнецов (1880 - 1938)
Один из сыновей многочисленного семейства Кузнецовых, владевших фарфоровым и фаянсовым производством в разных городах Империи. Михаил был директором фабрики шамотных изделий Рижского предприятия М.С. Кузнецова. Один из старших братьев, Александр (1870 - 1937) заведовал гончарным заводом. Михаил участвовал в мероприятиях БААК, Александр состоял членом Московского Автомобильного Общества.
Интересный факт, что знаменитая рижская фарфоро-фаянсовая фабрика Кузнецова выпускала не только изящные чашки и блюдца, но и изоляционное оборудование для военного флота. В 1918 году все предприятия товарищества М.С. Кузнецова, кроме Рижской фабрики, были "национализированы" большевиками. Дети М.С. Кузнецова постепенно все собрались в Риге, и в 1922 году было перерегистрировано в Латвии акционерное общество "М.С. Кузнецов" под управлением старшего из сыновей, а в 1925 году акционерное общество "Michails Kuznecovs" под руководством М.М. Кузнецова. После установления советской власти в 1940 году и эти предприятия были национализированы. Некоторые члены семьи попали под каток репрессий и были расстреляны или высланы в Сибирь, остальные во время немецкой оккупации Риги уехали в Европу. Единственная правнучка Матвея Кузнецова и сегодня живет в Риге. Многие годы она продолжала работать рисовальщицей на заводе своего прадеда.

17-18. Тарелка Кузнецовского фарфорового завода с изображением логотипа Балтийского Аэро- и Автомобиль Клуба.

19. Семья Кузнецовых.



Никто не мог и предположить, что всего через неделю после окончания автопробега им. Виктории 1914 года вся жизнь изменится, всерьез и надолго. И зачастую родственники, братья, отцы и дети, ранее все аполитичные, окажутся по разные стороны и будут стрелять друг в друга. Прекрасные автомобили, которые в те времена могли позволить себе немногие, пропали в пекле войны. А русская аристократия, как и балтийско-немецкая, потеряла всю собственность, родину, а порой и жизнь.

20. Автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).

21. Э. фон Грюневальд, член комиссии БААК.

22. Автомобиль "Бенц" помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.

23. Автомобиль "Бенц" 20 hp барона Акселя Ферзена (Axel Fersen, Эстляндская губерния).

24. Автомобиль "Бенц" 46 hp Б. Майделла (Bogdan Maydell, Эстляндская губерния).

25. "Бенц" 30 hp Отто Таубе (Otto Taube, Эстляндская губерния).

26. "Бенц" 30 hp Густава Таубе (Gustav Taube, Эстляндская губерния).

27. "Бенц" 30 hp барона Бернгарда Икскюль (Bernhard Uexkuell, Эстляндская губерния).

28. "ПТС" образца 1913 года барона Б. Икскюля.



Фотографии:
1. за рулем - Вел. Князь Кирилл Владимирович, рядом с ним - Вел. Княгиня Виктория Федоровна, на заднем сиденье - князь Карл фон Ливен (1914).
2. Барон Франц фон Хан.
3. Барон А.О. Шиллинг (1907).
4. барон Эгон фон Вольф, губернатор Звегинцов, братья Альфред и Эдгар фон Шиллинг (1914).
5. Инженер Владимир Крейслер.
6. Генрих фон Стрик (около 1900 г.)
7. Гуго фон Стрик.
8. Альфред фон Стрик (около 1900 г.)
9. Краткая биография на немецком из Эстонского цифрового архива.
10. Заявление на получение загранпаспорта от Карла Гольштейна (1919)
11. Первая гонка моторов 1898. Один из участников на трициклах - поручик фон Люде.
12. http://dottore.ru/history_races/62_B18/s30-21.jpg В. Венцелидес на пробеге Кенигсберг - Рига, 1912.
13. Архивные документы В. Венцелидеса из Рижского политехнического института 1909-1918.
14. Послужной списокъ Ассистента по прикладной механике при Рижскомъ Политехническомъ Институте надворнаго советника инженеръ-технолога Владимира Францевича Венцелидеса (1909).
15. Фото: "Руссо-Балт" под номером 9, принимавший участие в автопробеге Петербург-Рига-Петербург, 1909.
16. Фото: Л. Поссельт с товарищами возле "Бенца".
17-18. тарелка Кузнецовского фарфорового завода с изображением логотипа Балтийского Аэро- и Автомобиль Клуба.
19. Семья Кузнецовых.
20. автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).
21. Э. фон Грюневальд, член комиссии БААК.
22. Автомобиль "Бенц" помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.
23. Автомобиль "Бенц" 20 hp барона Акселя Ферзена (Axel Fersen, Эстляндская губерния).
24. Автомобиль "Бенц" 46 hp Б. Майделла (Bogdan Maydell, Эстляндская губерния).
25. "Бенц" 30 hp Отто Таубе (Otto Taube, Эстляндская губерния).
26. "Бенц" 30 hp Густава Таубе (Gustav Taube, Эстляндская губерния).
27. "Бенц" 30 hp барона Бернгарда Икскюль (Bernhard Uexkuell, Эстляндская губерния).
28. "ПТС" образца 1913 года барона Б. Икскюля.


Источники:
1. Rene Levoll. Läänemaa auto-motomehed enne esimest maailmasõda (www.salm.ee)
2. Сайт www.geni.com
3. National Archives Photo Database (http://www.ra.ee)
5. Форум "Моя Рига" (http://forum.myriga.info)
6. The database of Estonian Old Technics museum (https://tehnikamuuseum.com)
7. Гражданская война и военная интервенция в СССР / Энциклопедия. - М.:"Сов. энциклопедия", 1983. - С. 254.
8. Предисловие к "Дневнику М.Ф. Шиллинга" из Гос. Архива РФ. (runivers.ru)
9. Michael John Sullivan. The Story of Victoria Melita, the Uncrowned Last Empress of Russia, 1997.
10. Генеалогический форум ВГД (https://forum.vgd.ru/)
11. Фотографии из архива С.В. Кирильца.
12. Портал "Межгосударственный э-архив" из архивных хранилищ: Документы Эстонской Республики, города Рига и Видземского и Латгальского региона Латвийской Республики, Санкт-Петербурга, Псковского и Ленинградского региона РФ. (earchive-estlatrus.eu/about-project)
13. WRC Results (ewrc-results.com)
14. Институт исследований Восточной и Юго-Восточной Европы имени Лейбница (IOS).
15. Боханов А.Н. "Деловая элита России 1914 г.", Москва, 1994.
16. Мария Федоришина. "Фарфоровая империя семьи Кузнецовых: одна из первых российских монополий", 2018. (http://vc.ru)
17. Алла Березовская. "Фарфоровая" кровь". Журнал "Русский мир", октябрь 2008.




© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru