© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века. Часть 17. Клубы Юга России. Ю.-Р.А.К.



Гонки и гонщики ХХ века. Клубы Юга России. Южно-Русский Автомобильный Клуб (Харьков).


Южно-Русский Автомобильный Клуб в Харькове (Ю.-Р.А.К.), 1911 - 1919.

Хотя Южно-Русский автомобильный клуб возник в Харькове только в августе 1911 года - гораздо позже, чем автоклуб в Киеве, но активность, которую развили харьковские автолюбители, с полным правом позволяет им называться пионерами украинского автомобильного движения. Харьковчане сразу же включились в участие и организацию автопробегов, пользовавшихся в начале XX столетия феноменальной популярностью.

01. Эмблема Южно-Российского Автомобильного Клуба в Харькове.

02. Летнее помещение клуба на Белгородском шоссе.


Не прошло и месяца после образования клуба, как в Харьков прибыли участники Севастопольского пробега. В трассу автопробега был включен 700-вёрстный отрезок от Харькова до Симферополя, для проверки автомобилей на прочность и проходимость. От ЮРАК участвовала команда в составе гг. А.И. Пок, А.А. Дунина и А.Е. Ильенко.

03. Выдержка из телеграммы В.В. Свечина членам ЮРАК.


В отличие от многих других клубов Российской Империи этому клубу удалось просуществовать, после революционных событий февраля и октября 1917 года, аж до 1919 года, когда уже вовсю бушевала Гражданская война. Можно предположить, что автомобили, не реквизированные в пользу фронта в Первую Мировую, успели послужить и Белой борьбе с большевиками, в том числе в качестве тачанок и броневиков, а также для командного и офицерского состава Добровольческой Армии и ВСЮР.

С момента основания Клуба его руководителем стал Александр Николаевич Орлов, занимавший должность товарища (т.е. заместителя) Председателя. С 1913 г. Председателем Правления становится Петр Пантелеймонович Кулжинский (*). Среди почетных членов Клуба - видные персоны того времени и авторитетные автомобилисты: барон Владимир Борисович Фредерикс, вице-президент ИРАО Владимир Владимирович Свечин, президент МАК князь Николай Сергеевич Щербатов, князь Алексей Дмитриевич Оболенский, харьковский губернатор Митрофан Кириллович Катеринич.

06. Генрих Иустинович Пок (ЮРАК) за рулем французского Brasier. Угол Петровки и Столешникова переулка, Москва, 1912. В эту поездку отправились 4 экипажа, но добрались до Москвы только два.

07. Роберт Христианович Гутьяр (ЮРАК) на автомобиле Austin. В путешествии по Крыму, 1913.

08. П.П. Лабур (ЮРАК) на Berliet. Харьков, 1910.

Почти сразу же после своего учреждения ЮРАК организовал автомобильную мастерскую для членов клуба, а после вступления в союз с ИРАО они, согласно условиям договора, получили право закупать бензин у товарищества "Братья Нобель" не только со скидкой, но и с доставкой на дом - сейчас, кстати, подобной услуги не оказывает ни одна нефтяная компания. Бензин тогда стоил 4,20 за пуд, но членам ЮРАКа его продавали по 3 рубля. Потом и этого показалось мало, и клуб договорился с товариществом "Братья Рыльские" закупать бензин еще на 30 копеек дешевле. "Уступку в цене с прейскуранта" получилось выбить и у производителя покрышек - рижской мануфактуры "Проводник", получив в довесок еще и "ручательство за выносливость на расстояние в 3000 верст". Даже страхование автомобилей членов клуба обществом "Россия" осуществлялось со скидкой. Кроме этого, ЮРАК следил еще и состоянием дорог: правление клуба регулярно забрасывало городскую управу ходатайствами об исправлении мостовых.

09. Мастерские и гараж Южно-Русского клуба. С началом войны мастерские оказывали неоценимую помощь, в ремонте санитарных автомобилей и снабжении их запчастями, покрышками, бензином и автомаслами.

10. Склады нефтяной компании братьев Нобель.

11. Ведомость нефтяных продуктов Товарищества Братьев Нобель. Харьков, 1910-е гг.


При клубе действовала и спортивно-техническая комиссия - она устраивала пробеги и гонки. Организованными колоннами члены клуба ездили в Москву, Полтаву, Орел, Белгород и другие города. Случались и более дальние поездки, например, Вернер Романович Краузер отважился на своем 12-сильном автомобиле проехать по Германии, Австрии и Швейцарии. Не смутила его и перспектива езды по горной местности: "С решением вопроса о том, будет ли автомобиль достаточно силен для того, чтобы взбираться на горы, я покончил очень просто - все свалил на милое всем, нам так знакомое "авось".

12. Километровая гонка на 14-й версте Белгородского шоссе. Иосиф Алоизович Малевский (ЮРАК) за рулем своего "Бенца" на месте сбора - на Жандармской площади. Харьков, 15 апреля 1913.

13. 1-й приз - Серебряный кубок ЮРАК за фигурную езду в состязании 23 мая 1913 года на Белгородском шоссе.

К началу войны Харьков стал одним из центров автомобилизма на юге России - в городе работали представительства FIAT, Austin, Opel, Peugeot, NAG, Minerva, Benz, Laurin & Klement. Член Правления ЮРАК П.Л. Яффе (**) владел одним из таких автосалонов. Своим вниманием почтило Харьков и Daimler Motoren Gesellschaft, передавшее продажи автомобилей Mercedes в руки торгового дома "Браун и Эпп" (***) по адресу: Рыбная улица, 30. Г.Г. Эпп также был членом ЮРАК.

14. Торговый дом "Браунъ и Эппъ", представляющий марку "Мерседесъ".

15. Газетная реклама представительства и склада марки "Бенцъ" товарищества "Ф.В. Альсопъ", Харьков, 1913.


В 1913 году клуб провел три гонки, причем участники приезжали даже из Москвы. Один из которых, Р. Нотомб за рулем гоночного Metallurgique, "развил невиданную для харьковцев скорость", пройдя версту с хода за 27 секунд (около 130 км/ч).

(*) Петр Пантелеймонович Кулжинский ( 18… ? - 19… ? )
Про семью Кулжинского известно, что дед его, Иван Григорьевич Кулжинский был педагогом в Черниговской губернии, писателем-историком. Отец, Пантелеймон Иванович (р. 1847), служил председателем Харьковской судебной палаты. Брат Петра Пантелеймоновича, Сергей (р. 1880) остался в России при новой власти, и стал профессором, известным украинским агрономом, умер в 1947 г. Про Петра Кулжинского, однако, неизвестно, ни даты рождения, ни его судьбы после закрытия Клуба в 1919/20 г.

16. Пётр Пантелеймонович Кулжинский, председатель правления ЮРАК в 1913-1919 гг.



(**) Павел Леонтьевич (Людвигович) Яффе.
Состоял членом Правления ЮРАК. Владелец салона автомобилей "Людвиг Яффе" на Екатеринославской, 46, где продавались бельгийские Minerva, германские NAG и американские Overland. В конце июля 1914, незадолго до начала Первой Мировой, Яффе был арестован, как подданный Германии, а автомобили в его салоне конфискованы, по приказу харьковского губернатора, также состоявшего почетным членом ЮРАК. И это, несмотря на то, что П.Л. Яффе к тому времени уже 16 лет проживал в России, и никогда не служил в германской армии. В защиту Яффе губернатору писали многие уважаемые граждане Харькова, и, в итоге, губернатор был вынужден освободить его.

17. Павел Леонтьевич Яффе (член правления ЮРАК) на "Фиате". Яффе получил первый приз в гонке на Белгородском шоссе. Харьков, 1913.

18. Распоряжение Харьковскому губернатору относительно благонадежности германских подданных. 23 июля 1914.

19. Прошение П.Л. Яффе к Харьковскому губернатору, 1914.


(***) Гергард Гергардович Эпп.
Член клуба, совладелец ТД "Браун и Эпп", судя по всему, остался в России после октябрьских событий, был репрессирован и выслан в Казахстан.

События клуба:
15 августа 1911 - регистрация Клуба.
сентябрь 1911 - участие в Севастопольском автопробеге на приз Императора.
4 мая 1912 - автомобильная экскурсия Харьков-Белгород-Харьков.
9-11 июня 1912 - автомобильная прогулка Харьков-Полтава-Харьков.
29 июня - 5 июля 1912 - автомобильная прогулка Харьков-Москва-Харьков.
13 октября 1912 - открытие зимней резиденции Клуба в Харькове.
январь 1913 - в Харькове опубликованы "Обязательные постановления о езде на автомобилях в городе Харькове", разработанные при участии Клуба.
15 апреля 1913 - гонка на скорость с участием спортсменов Клуба.
14 августа 1914 - Чрезвычайное собрание Клуба по вопросам Первой мировой войны.
28 августа 1914 - санитарно-автомобильный отряд Клуба уходит на фронт под флагами Красного Креста.
23 ноября 1914 - встреча Императора Николая Второго в Харькове при участии автомобилей Клуба.
апрель 1918 - последнее общее собрание Клуба (задокументированное).

20. Члены ЮРАК перед отъездом в Москву. Харьков, апрель 1914.

21. Члены ЮРАК на Московском аэродроме, 1914.


С началом Первой Мировой Южно-Русский Клуб отправил немало автомобилей в распоряжение РИА, а также собрал средства в пользу фронта. В самом Харькове были организованы санитарные автомобили, осуществлявшие перевозку раненых с вокзала в госпиталь.

22. В 1914-18 гг. Южно-Русский Автомобильный Клуб осуществлял всестороннюю помощь раненым, и иную помощь губернским властям.

23. Санитарный автомобиль, оборудованный членом Клуба Г.Б. Теплицем, 1914.

24. Один из автомобилей Санитарно-автомобильной колонны Южно-Русского Автомобильного Клуба, рядом - дежурные от клуба Б.О. Манц, и заведующий колонной Е.Г. Иванов, 1914.


19 августа 1917 года состоялось собрание местного комитета Красного креста, на которой Клуб подвел итоги своей деятельности за время войны - на его машинах перевезли 516 364 раненных. "После войны, - говорилось в отчете, - появится большое количество сильных и быстроходных туристических самоходов, и независимо от внешнего положения и экономических условий для автомобилизма откроется невиданная до сего времени блестящая эпоха". Однако, новая эпоха, совсем иного свойства, наступила в Харькове уже в декабре 1917 года, когда в городе была провозглашена советская власть. После этого Харьков успел побыть столицей Донецко-Криворожской советской республики, в германской оккупации, в Украинской Державе Скоропадского, в Украинской Народной Республике. Однако летом 1919 г. Вооруженные Силы Юга России под руководством Деникина снова взяли Харьков.

25. Статья в журнале "Автомобиль" №14 от 15.07.1916 г. об общем собрании членов Ю.-Р.А.К.

26. Статья в журнале "Автомобиль" №24 от 15.12.1916 г. об открытии кооперативного т-ва "Автопомощь".


Известно, что Южно-Русский Автоклуб в Харькове продолжал свою деятельность и в 1918-1920 гг., организовав в городе два ссудо-сберегательных и кооперативных товарищества "Автопомощь" (с 1916 года) и "Автокредит" (с 1918 года). Зимой 1919-20 красные окончательно пришли в Харьков, и деятельность всех подразделений клуба была прекращена.

Фотографии:
01. Эмблема Южно-Российского Автомобильного Клуба в Харькове.
02. Летнее помещение клуба на Белгородском шоссе.
03. Выдержка из телеграммы В.В. Свечина членам ЮРАК.
----
06. Генрих Иустинович Пок (ЮРАК) за рулем французского Brasier. Угол Петровки и Столешникова переулка, Москва, 1912. В эту поездку отправились 4 экипажа, но добрались до Москвы только два.
07. Роберт Христианович Гутьяр (ЮРАК) на автомобиле Austin. В путешествии по Крыму, 1913.
08. П.П. Лабур (ЮРАК) на Berliet. Харьков, 1910.
09. Мастерские и гараж Южно-Русского клуба. С началом войны мастерские оказывали неоценимую помощь, в ремонте санитарных автомобилей и снабжении их запчастями, покрышками, бензином и автомаслами.
10. Склады нефтяной компании братьев Нобель. (54)
11. Ведомость нефтяных продуктов Товарищества Братьев Нобель. Харьков, 1910-е гг.
12. Километровая гонка на 14-й версте Белгородского шоссе. Иосиф Алоизович Малевский (ЮРАК) за рулем своего "Бенца" на месте сбора - на Жандармской площади. Харьков, 15 апреля 1913.
13. 1-й приз - Серебряный кубок ЮРАК за фигурную езду в состязании 23 мая 1913 года на Белгородском шоссе.
14. Торговый дом "Браунъ и Эппъ", прдставляющий марку "Мерседесъ".
15. Газетная реклама представительства и склада марки "Бенцъ" товарищества "Ф.В. Альсопъ", Харьков, 1913.
----
16. Пётр Пантелеймонович Кулжинский, председатель правления ЮРАК в 1913-1919 гг.
17. Павел Леонтьевич Яффе (член правления ЮРАК) на "Фиате". Яффе получил первый приз в гонке на Белгородском шоссе. Харьков, 1913.
18. Распоряжение Харьковскому губернатору относительно благонадежности германских подданных. 23 июля 1914.
19. Прошение П.Л. Яффе к Харьковскому губернатору, 1914.
20. Члены ЮРАК перед отъездом в Москву. Харьков, апрель 1914.
21. Члены ЮРАК на Московском аэродроме, 1914.
22. В 1914-18 гг. Южно-Русский Автомобильный Клуб осуществлял всестороннюю помощь раненым, и иную помощь губернским властям.
23. Санитарный автомобиль, оборудованный членом Клуба Г.Б. Теплицем, 1914.
24. Один из автомобилей Санитарно-автомобильной колонны Южно-Русского Автомобильного Клуба, рядом - дежурные от клуба Б.О. Манц, и заведующий колонной Е.Г. Иванов, 1914.
25. Статья в журнале "Автомобиль" №14 от 15.07.1916 г. об общем собрании членов Ю.-Р.А.К.
26. Статья в журнале "Автомобиль" №24 от 15.12.1916 г. об открытии кооперативного т-ва "Автопомощь".


Источники:
1. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия). "Почти забытый юбилей". Журнал "Грузовик-пресс" №8, 2017. (gruzovikpress.ru/article/12505-avtomobili-kontserna-daymler-120-let-v-rossii-pochti-zabytiy-yubiley-ch-1/)
2. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия). "Мой славный Бенц". Журнал "Грузовик-пресс" №4, 2011. (gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
3. Иван Баранцев. "Без направляющей колеи. Хроники провинциального автоклуба". Журнал "Коммерсант-Автопилот" №7, 2 июля 2012. (kommersant.ru/doc/1972894)
4. Дмитрий Григорьев. "Хроники большого автопробега". "Типография Артель", Харьков, 2011.
5. Дмитрий "Samohod" Григорьев. "Записки автомобилиста", РА "Ирис", Харьков, 2015.
6. Дмитрий Григорьев "SAMOHOD". История раллийных гонок. (stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/istoriya/)
7. "Mercedes в России." (carretro.ru/?p=957)
8. Антон Бондарев. "О Павле Яффе замолвите слово…" (alfa-omega.kh.ua/ru/o-pavle-yaffe-zamolvite-slovo/)
9. Алексей Гончаров. "Ударим автопробегом. Из истории автомобильной столицы." (sq.com.ua/rus/news/teksty/28.11.2016/udarim_avtoprobegom_iz_istorii_avtomobilnoy_stolitsy/), 2016.
10.Архив журнала "Автомобиль" за 1916 г. (rustam-bikbov.livejournal.com/97087.html)



© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru