© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 14. Варшавский пробег 1912 г. Пётр Секретёв.


Гонки и гонщики ХХ века. События 1912 года. Варшавский пробег на приз Императора. Биография: П.И. Секретёв.


1912

1-2 мая 1912. Москва – С.-Петербург
Гонка организована Московским Автомобильным Обществом (МАО)

06 мая 1912 – 10-е Волхонские гонки
Волхонское шоссе уже не удовлетворяло возросшим скоростям, даже при разгоне нужно было проезжать «горбатый мостик»; по этому поводу делался неутешительный вывод: Хорошего куска шоссе для верстовой гонки у нас под Петербургом не найти». Тем не менее на Волхонском шоссе 6 мая 1912 года вновь состоялись традиционные гонки на одну версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль-Клубом (СПАК), в которых вне конкурса приняли участие водители, недавно созданной Первой автомобильной роты Военного ведомства. Записалось на гонку невиданно много – 27 участников и 4 военных водителя. На этот раз финиш установили в 1,5 версты от станции Александровская, подвоз к которому осуществлялся таксомоторами. На финише построили трибуны, работал буфет и звучала музыка для многочисленных зрителей. Около 100 автомобилей зрителей и участников стояли по обочине дороги и на выделенных площадках.
Победитель: К.А. Меллер на «Opel», третий – Марк фон Мекк на «Мерседесъ», показавший скорость 122,3 км/ч, четвертый в общем зачете – Чертков на «Бенцъ», ставший также первым в своей категории. В своих категориях победили также: Б.М. Суворин на «Дуксе», А.И. Ефрон на «Воксхолле», Ф.М. Машкауцан на «Даймлере». Среди участников были В.П. Всеволожский, А.П. Нагель, Р.М. Дидерикс, среди судей был также В.В. Навроцкий.

Май – июнь 1912. Военный автопробег.
Созданная к тому времени учебная автомобильная рота военного ведомства (под руководством П.И. Секретёва *) для проверки водителей и сравнительных испытаний автомобилей разных марок организовала два автопробега, первый из которых прошёл в мае — июне по маршруту Петербург — Псков — Минск – Смоленск — Москва — Петербург (2725 верст, из них 1028 верст по грунту).

Июнь 1912 – пробег Москва – Орел – Москва
Среди участников: С. Капцов

17 июня 1912 – 11-е Волхонские гонки
Победитель: В. Солдатенков на Renault (на приз СПАК) и Кендаль на Austin (среди участников пробега).
Это соревнование прошло на Волхонском шоссе перед стартом «Варшавского пробега» по маршруту Санкт-Петербург — Ревель — Рига — Варшава — Киев — Москва. В гонке стартовали как сами участники пробега, так и те, кто записался исключительно на приз СПАКа. Среди судей были опытные Всеволожский, Дидерикс, Нагель.
После завершения верстовых гонок участники Варшавского автопробега в тот же день, 17 июня 1912 года, вновь стартовали, но уже на 140 верст в первом этапе от Волхонского до города Нарвы.

17—30 июня 1912 Варшавский пробег.

17 июня 1912 года в Санкт-Петербурге стартовал третий по счету автопробег по принципам ралли на Императорский приз, получивший название «Варшавский пробег». Кроме русских участников были автогонщики из Германии (4 экипажа), Англии, Франции и Италии (по 3 экипажа), Австрии, Америки, Бельгии и Испании (по 1 экипажу). Всего 21 экипаж, каждый из которых включал водителя и двух пассажиров. В оргкомитет и комиссии автопробега вошли представители Российского автомобильного общества, автомобильных обществ Царства Польского и Прибалтийского края, а также клубов Петербурга, Москвы, Риги и Киева. Предстояло пройти более 3000 верст через Ревель (Ригу), Варшаву, Киев и Москву (финиш). Начальный пункт – Волхонское шоссе. В пробеге участвовали 19 экипажей. Еще несколько машин были в сопровождении. Среди них командорский “Мерседес” вице-президента ИРАО флигель-адъютанта Владимира Владимировича Свечина.

01. Командорский “Мерседес”. На заднем сиденье справа – командор пробега Владимир Владимирович Свечин (1912).

02. Кубок царя и карта Варшавского пробега (1912).

Гонка прошла с участием варшавских автомобилей, а также “Бенца” из Риги, оказавшегося самым быстрым, – 132 км/ч. Высший приз — «Прекрасную серебряную вазу для крюшона» — получил москвич П. Шорыгин на автомобиле «Лорелей».

03. Участники автопробега на остановке в Ревеле (1912).

04. Плакета Императорского Российского автомобильного общества «Императорский приз 1912 года». Изготовлена фирмой «Sandoz» (Франция).



27 августа 1912. Ралли Сан-Себастьян (Испания), 4000 км.
По примеру Монакского ралли 27 августа 1912 года начался международный «съезд автомобилей» — ралли в испанском городе Сан-Себастьян. Среди 104 автомобилей, стартовавших из разных стран, на этот раз было четыре с русскими экипажами: А. Нагель и А. Ефрон на «Руссо-Балтах», С. Овсянников на «Воксхоле» и российский немец Ашофф на «Металлуржике». Все автомобили, как писала пресса, «имели очень нарядный вид», и были украшены надписями «Петербург, автомобильные ралли Сан-Себастьян» и национальными флагами России и Испании. А. Нагель завоевал главный приз — «Кубок выносливости». На конкурсе красоты и изящества автомобилей, прибывших издалека, первый приз получил Ашофф.

5—9 сентября 1912. Крымский пробег.
Одесское Автомобильное Общество (ОАО) 5—9 сентября провело Крымский автопробег на 1160 верст по грунтовым дорогам: Одесса — Херсон – Симферополь – Севастополь - Николаев — Одесса. Среди участников: Я.Н. Руссо на «Мерседесъ», Ф.Ф. Суручан на «Бенцъ», П.Ф. Фаатц на «Мерседесъ», Сергей Капцов на «Мерседес» 10/20 PS.

6 – 9 сентября 1912. Кенигсберг – Рига, 1034 км.
С 6 по 9 сентября проходила первая гонка, организованная Балтийским Автомобильным Аэро-Клубом (БААК) по маршруту Кенигсберг – Ковно – Двинск - Рига. Победитель – Л. Поссельт на «Бенце», среди участников - В. Венцелидис на «Мерседесе». В пробеге участвовали 24 автомобиля, из них половина – из России.

05. Гонщик В. Венцелидис на автомобиле "Мерседес" на финише пробега Кенигсберг-Рига, (Рига, 1912).



9 сентября 1912 – 100-километровая гонка под Москвой
На Петербургском шоссе под Москвой 9 сентября второй раз состоялась 100-километровая линейная гонка с поворотом на середине дистанции (первая была 19 июня 1911 года) и, как это уже стало обычным, прошла серия гонок на одну версту. Мероприятие было организовано ПРАК. Старт и финиш были у деревно Еленино, в 33 км от Москвы, а разворот – в предместье Клина.
Эта гонка была омрачена трагическим событием - гибелью известного московского спортсмена А.Н. Коншина. Не справившись с управлением своего мощного 100-сильного "Опеля", Коншин за 8,5 км до финиша перевернул машину и разбился. В итоге гонку выиграл его соперник, немец Шпаман на 150-сильном гоночном автомобиле «Бенц», принадлежащем обществу «Густавъ Листъ». Он преодолел дистанцию за 59 минут 24 секунды, показав скорость 110,3 км/ч.

19 сентября – 12 октября 1912. Военный автопробег.

Первая учебная автомобильная рота военного ведомства проводит второй пробег по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Малоярославец–Рославль–Брянск–Орёл–Тула–Москва– Санкт-Петербург (2331 верста).

06. Плац Учебной автороты непосредственно перед пробегом. Слева около казармы стоят грузовики «Бюссинг», легковой «Бенц», санитарная машина и грузовики «Заурер»; справа около гаражей на переднем плане грузовики «Коммер Кар». Семенцы, Санкт-Петербург.

07. 4-тонный Benz ML13 с двигателем мощностью 48–58 л.с., работающий на керосине. Изготовлен на заводе Benz-Gaggenau.

«Царскосельская мысль», октябрь 1912: « […]. 27 сентября получены сведения, что во время пробега произошла автомобильная катастрофа с представителем фирмы «Бенц» г. Залисом. Г. Залис по выезде из Торжка занял место шофёра и развил большую скорость. Но так как г. Залис совершенно не умел править машиной при большой скорости, то на первом же повороте автомобиль со страшной силой врезался в откос канавы. Из-под обломков автомобиля г. Залис и шофёр были извлечены съехавшимися полицейскими и крестьянами в покалеченном виде. Обоих отправили в Торжок в больницу. Автомобиль превратился в груду обломков».

08. Полноприводный автомобиль модели M.9 был разработан фирмой Osterreichische Daimler Motoren AG и выпускался под марками Austro-Daimler в Винер-Нойштадт и Skoda в городе Пильзен.

09. Четырёхтонные грузовые автомобили с прицепами на стоянке в Брянске. На переднем плане Mannesmann-MULAG L56 с капотом, закрытым утеплительным чехлом, за ним Benz ML13.

Главной особенностью грандиозного испытания было то, что оно проходило не летом, как предыдущие, а осенью. Секретев (*) справедливо полагал, что грузовики, предназначенные для службы в армии, непременно должны быть испытаны в условиях осенней распутицы, «дабы иметь возможность произвести испытания при низкой температуре и в дождливую погоду». Конкурс военных грузовиков вызвал огромный интерес среди иностранных автопроизводителей. Были поданы заявки на участие в пробеге от немецких заводов «Даймлер», «Бенц», «Штевер», «Адлер», «Бюссинг», «Маннесманн-Мулаг» и «НАГ»; французских «Рено», «Клеман-Баяр», «Шнейдер», «Пежо», «Ля Бюир», «Делагэ» и «Де Дион-Бутон»; итальянских «ФИАТ» и «СПА»; австрийских «Лаурин-Клемент» и «Шкода»; от швейцарской фирмы «Заурер» и английской «Коммер Кар». Кроме обычных грузовиков участвовали специальные автомобили – санитарный «Заурер», топливозаправщик «Бенц», самосвал «Штевер», 18-местный автобус «Бюссинг», автомастерская «Заурер», бензовоз «Уайт», а также полноприводный автомобиль повышенной проходимости производства австрийской фирмы «Шкода». Русско-Балтийский завод так и не сдал Военному ведомству два обещанных год назад грузовых автомобиля, они прибыли в Учебную автороту только в декабре, что вызвало крайнее недовольство заказчика.

10. Трёхтонник Daimler DM-3b производства завода Daimler-Marienfelde, 40 л.с.

11. Пробег завершён. Группа автомобильных промышленников и офицеров Учебной автомобильной роты около грузовиков в Михайловском манеже. Второй справа подполковник П.И. Секретев, 1912 г.



1912. Автопробег Рига – Тегеран – Рига.
Автопробег, организованный БААК, по маршруту Рига – Москва – Ростов – Тифлис – Тегеран – Батум – Одесса – Варшава – Рига. Первая попытка автопробега в 1911 году не увенчалась успехом, а в 1912 Людвиг Поссельт, руководитель клуба, с товарищами успешно прошел дистанцию.

12. Людвиг Поссельт со своим автомобилем «Бенц» и тремя товарищами по клубу БААК, участниками пробега Рига – Тегеран – Рига. Рига, 1912.



(*)
Секретёв Петр Иванович (1877 – 1935)


Родился 25 февраля 1877 в Одессе, окончил Донской кадетский корпус и Николаевское инженерное училище. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. Учился в Варшавском политехническом институте, затем закончил Киевский политехнический. Полковник с 14.04.1913 года, генерал-майор с 22.03.1915 года.

13. Капитан П.И. Секретев (фото 1910 года).

02.08.1910 года капитан Секретёв назначен командующим Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге. В этом качестве он участвует в испытании грузовых автомобилей для французской армии, активно участвует в становлении автомобильной промышленности в России. Секретёв разработал эмблему автомобильных войск России. Секретёв лично проводил экзамен по управлению автомобилем и экзаменовал каждого офицера. Виртуозно управлял автомобилем и не имел себе равных. Является родоначальником испытательных автопробегов в России. Первый пробный автопробег по маршруту Гатчина — Царское Село — Красное Село легковых автомобилей организован им в июне 1911 года, а 4-21 июля 1911 года был проведён Первый испытательный пробег военных грузовых автомобилей по маршруту Петербург — Тосно — Чудово — Новгород — Крестцы — Валдай — Вышний Волочёк — Торжок — Тверь — Клин — Москва — Петербург под наблюдением Комиссии, председателем которой был Секретёв.

14. Николай II, военный министр В. А. Сухомлинов, П.И. Секретёв и офицеры Учебной автомобильной роты. Санкт-Петербург (1913).

15. Перед стартом военного автопробега 1913 г. Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев, начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский, Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов (1913).

Накануне Первой мировой войны в войска поступил «Строевой устав для автомобильных частей» разработки П.И. Секретёва.
10 ноября 1914 года под городом Лодзь впервые в мировой истории Русская армия успешно применила в бою бронированные боевые машины 1-й пулемётной автомобильной роты, созданной Секретёвым.
15 января 1915 года назначен начальником первой в России Военной автомобильной школы. В этой школе в 1915-1917 гг. проходил военную службу поэт Владимир Маяковский (**).
В 1917 г. Секретев – начальник автомобильных частей Русской армии и член Военной комиссии Государственной Думы. 3 марта 1917 года отряд под руководством Маяковского арестовал Секретева за конфликт с членом Петросовета большевиком Климентом Ворошиловым, и он просидел в Петропавловской крепости до октября. (По недостоверным данным, мог в 1918-1919 гг. состоять в Донской армии, но, скорее всего, это ошибка из-за его однофамильца генерала А.С. Секретёва, воевавшего на Дону).
В 1919 году Секретеву удалось эмигрировать во Францию, где он работал в автомобильной промышленности, позже создал в Париже автомеханическую школу и технические курсы для русских эмигрантов, а в 1930 создал Высшие военно-инженерные курсы по программе Николаевской инженерной академии, что помогло получить гражданскую профессию многим бывшим офицерам Русской армии. Скончался в Париже 28 октября 1935, похоронен на Сен-Женевьев де Буа. Детей не имел.
Газета «Возрождение» от 30 октября писала: «Внезапно скончавшийся в Париже генерал-майор Петр Иванович Секретёв оставил по себе память в самых широких кругах, и заслуги его не забудутся. В старой России он был одним из создателей, а может быть – главным создателем всего автомобильного дела. Этого уже достаточно, чтобы определить сыгранную им роль».

16. Генерал-майор Пётр Секретёв (1915).



(**)
В. Маяковский

«Отрядом солдат автошколы из семи человек, который арестовывал генерала, руководил будущий «великий пролетарский поэт» ратник 2-го разряда Владимир Владимирович Маяковский, служивший в автошколе чертёжником и незадолго до этого, 31 января 1917 года, получивший из рук генерала Секретёва серебряную медаль «За усердие» на ленте ордена св. Станислава (***). В автошколу Маяковский «устроился» в октябре 1915 года по протекции «буревестника революции» Максима Горького, чтобы, как сейчас принято говорить в молодёжной среде, «косить» от фронта. В автобиографической поэме в прозе «Я сам» этот эпизод своей биографии Маяковский описал так: «…Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертёжником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто… Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты…». В последующем Маяковский частенько с удовольствием и не без гордости похвалялся перед Горьким этим своим «весёлым делом» арестом генерала, которое он совершил, судя по всему, будучи в очень нетрезвом состоянии.».

После ареста Секретёва Маяковский на несколько дней даже принимает командование автошколой, но это совсем не то, к чему рвётся душа поэта. 28 февраля 1917 года ему совместно с вольноопределяющимся Д. Таировым было поручено председателем Военной Комиссией Государственной думы полковником Генерального штаба Б.А. Энгельгардтом «произвести выборы представителей в Военно-Автомобильной школе, организовать ремонт машин». О том, как поэт выполнил поручение новой демократической власти, неизвестно, но хорошо известно, что он энергично хлопочет об увольнении, к осени признаётся негодным для военной службе и покидает нечаянно свалившийся на него пост начальника автошколы…

Послесловие
(***)
Проигранная в карты медаль

(Интересна судьба награды Маяковского, которую он получил из рук генерала Секретева. В питерском кафе 'Бродячая собака' на Итальянской улице, рядом с цирком Чинизелли, собиралась богемная публика, среди завсегдатаев была шумная компания футуристов Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников и Владимир Маяковский. Как-то в конце 1917 года Маяковский проигрался в карты и решил оставить медаль под залог. Так медаль была продана, сменила несколько хозяев, а сейчас, волею судеб, хранится в музее Владимира Маяковского в Санкт-Петербурге.)

17. Погон офицера Учебной автомобильной роты Русской Императорской Армии (1910-1922).

18. Отрадно, что до сих пор в армии помнят и чтут П.И. Секретёва, как создателя и первого руководителя армейских автомобильных частей. День военного автомобилиста отмечается 29 мая. Именно в этот день, в 1910 году, Согласно указу Императора Николая Второго, в Санкт-Петербурге была образована первая в Российской Империи учебная автомобильная рота. Дата 29 мая празднуется с 2000 года, согласно Указу Министра обороны РФ И.Д. Сергеева.


Фотографии:

Фотографии:
01. Командорский “Мерседес”. На заднем сиденье справа – командор пробега Владимир Владимирович Свечин (1912).
02. Кубок царя и карта Варшавского пробега (1912).
03. Участники автопробега на остановке в Ревеле (1912).
04. Плакета Императорского Российского автомобильного общества «Императорский приз 1912 года». Франция. Фирма «Sandoz».
05. Гонщик В. Венцелидис на автомобиле "Мерседес" на финише пробега Кенигсберг-Рига, 1912.
06. Плац Учебной автороты непосредственно перед пробегом. Слева около казармы стоят грузовики «Бюссинг», легковой «Бенц», санитарная машина и грузовики «Заурер»; справа около гаражей на переднем плане грузовики «Коммер Кар». Семенцы, Санкт-Петербург.
07. 4-тонный Benz ML13 с двигателем мощностью 48–58 л.с., работающий на керосине. Изготовлен на заводе Benz-Gaggenau.
08. Полноприводный автомобиль модели M.9 был разработан фирмой Osterreichische Daimler Motoren AG и выпускался под марками Austro-Daimler в Винер-Нойштадт и Skoda в городе Пильзен.
09. Четырёхтонные грузовые автомобили с прицепами на стоянке в Брянске. На переднем плане Mannesmann-MULAG L56 с капотом, закрытым утеплительным чехлом, за ним Benz ML13.
10. Трёхтонник Daimler DM-3b производства завода Daimler-Marienfelde, 40 л.с.
11. Пробег завершён. Группа автомобильных промышленников и офицеров Учебной автомобильной роты около грузовиков в Михайловском манеже. Второй справа подполковник П.И. Секретев, 1912 г.
12. Людвиг Поссельт со своим автомобилем «Бенц» и тремя товарищами по клубу БААК, участниками пробега Рига – Тегеран – Рига. Рига, 1912.
13. П.И. Секретев, капитан. Фото 1910 года.
14. Николай II, военный министр В. А. Сухомлинов, П.И. Секретёв и офицеры Учебной автомобильной роты. Санкт-Петербург, 1913 г.
15. Перед стартом военного автопробега 1913 г. Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев, начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский, Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов.
16. Генерал-майор Пётр Секретёв, 1915.
17. Эмблема автомобильных войск на офицерском погоне императорской армии.
18. 29 мая - День военного автомобилиста



Источники:
1. Ю.А. Мелентьев, В.М. Маслов. Сайт Царскосельского клуба, https://tsar-auto-club.spb.ru/history/volhonka.html
2. Иван Баранцев, http://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/povest-o-nastoyashchem-kollektsionere/
3. Иван Баранцев, http://www.klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT_ID=9342 (Варшавский пробег)
4. Станислав Кирилец (S. Kiriletz). Вековой юбилей. http://www.gruzovikpress.ru/article/1184-vtoroy-ispytatelniy-probeg-gruzovikov-russkoy-armii-vekovoy-yubiley/
5. Сайт «Офицеры Русской императорской армии», http://ria1914.info
6. Станислав Кирилец, Геннадий Канинский. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретёва.
7. Константин Владимиров, журнал "Автопанорама" №10, 2015.
8. Максим Коломиец, "Русские броневики в бою. Бронечасти Первой мировой"
9. С.А. Секретёв. https://секретёв.рф/





© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru