© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 10. События 1911 г.
Биографии: Н.К. фон Мекк, М.Н. фон Мекк, А.Н. фон Мекк, Г.Н. фон Мекк.


Гонки и гонщики ХХ века. 1911 г.
Биографии: Николай фон Мекк, его дети: Марк фон Мекк, Аттал фон Мекк, Галина фон Мекк.


1911

В 1911 году для обучения водительскому мастерству и технической подготовки водителей автомобилей первые петербургские политехнические курсы организовали у себя школу шоферов. По главным дорогам России в 200 верстах друг от друга стали появляться бензиновые станции. Все это не могло не сказаться и на автоспорте.

Спортивный календарь 1911 года оказался очень насыщенным. Под Москвой 19 июня прошли автогонки на 100 км, а 12 июля - испытания по грунтовым дорогам на 120 км. 4-7 июля состоялся первый пробег грузовиков Петербург - Москва. Газеты и журналы все время писали о гонках и пробегах в России и за рубежом, в том числе о конкурсе "Исторических автомобилей" в Париже, на котором первый приз завоевал "Панар-Левассор" производства 1891 года. В "Письмах издалека", опубликованных в "Автомобиле", русский инженер Боб Вильсон (псевдоним специального корреспондента журнала Бориса Николаевича Никифорова) дает яркие картины захватывающих автогонок в Америке, со знанием дела анализирует достижения заатлантической автомобильной промышленности.

И все же самым значительным событием спортивного календаря России были так называемые дорожные испытания автомобилей (как бы сказали теперь "ралли") Петербург - Севастополь, а затем и на Кавказе - Новороссийск-Гагры.

1911
06.02.1911 - 1-й конкурс моторных саней близ Царского Села. Серди участников - Ю.А. Меллер на своем "Дуксъ", и автосани А.А. Кегресса.

02.03.1911 - Московский Клуб Автомобилистов (МКА) принял решение о переименовании в Первый Русский Автомобильный Клуб (ПРАК).

01. Эмблема ПРАК



1911 - Фирма "Братья Нобеле" начинает строительство первой сети автозаправок в России. К 1913 году было построено 434 бензиновых станций в крупных городах России: С.-Петербурге, Москве, Риге, Вильно, Варшаве, Киеве, Одессе, Харькове и Ростове-на-Дону, а также на дорогах и в более мелких городах. В 1918 году нефтяная империя Нобелей была национализирована большевистским правительством.

02. Склады нефтяной компании братьев Нобель. (Среди братьев - тот самый Альфред Нобель, именем которого называется премия мира, а инженером трубопроводов и насосных станций был знаменитый русский инженер Шухов.)



1911 - В Харькове учрежден Южно-Русский Автомобильный Клуб (ЮРАК), под председательством г-на Орлова.

03. Эмблема ЮРАК



19.03.1911 - Император Николай утвердил особую эмблему для "Первой учебной автомобильной роты", ставшей впоследствии эмблемой автомобильных войск СССР.

04. Эмблема Первой Учебной автомобильной роты.



08.05.1911 - верстовые гонки московского ПРАК на Петербургском шоссе. Лучшее время у И.Н. Филиппова. Среди участников - Аттал фон Мекк.

22.05.1911 - 9-е Волхонские верстовые гонки петербургского СПАК на Волхонском шоссе. Лучшее время - у Франсуа Донье на "Мерседесе", показавшего скорость 128,8 км/ч. Участвовали также: Синягин на "Даймлеръ" и Нагель на "Руссо-Балте".

Май 1911 - Призовое третье место у А.В. Солдатенкова на гонке Targa Florio в Италии.

13.06.1911 - Автопробег Москва - Ярославль, организованный МАО.

26.06.1911 - Автопробег по маршруту Одесса - Николаев, организованный одесскими автомобилистами, организовавшими в конце 1911 года Одесское Автомобильное Ообществом (ОАО).

4-28.07.1911 - Первый автопробег грузовых и санитарных автомобилей, организованный Военным ведомством, при участии Учебной автомобильной роты под командованием П.И. Секретева. 1 этап Петербург-Москва-Петербург (4-21 июля), 2 этап Петербург-Нарва-Петербург (25-26 июля), 28 июля - смотр участников Императором Николаем.

21-23.07.1911 - Автопробег Москва - Рига, организованный МАО, на 1116 верст (1200 км).

04.09.1911 - первый пробег по грунтовым дорогам ("автокросс") под Петербургом.

07.09 - 16.09.1911 - "Севастопольский пробег" на Приз Императора, Санкт-Петербург - Москва - Харьков - Севастополь, 2086 верст (2255 км).
Победитель в личном зачете: Андрей Нагель на Russo-Baltique. В командном зачете: ПРАК (И.Н Филиппов, Н.М. Миронов, П.П. Ильин, Г.О. Фольман).
В 1-й категории (объем свыше 9 л.) участвовали: И. Филиппов на "Мерседесъ" (от ПРАК, на шинах "Проводникъ"), а также А.Филиппов на "Фиате" и граф Орлов-Давыдов на "Itala".
Во 2-й категории (от 6 до 9 литров) принимали участие: Галунов на "Бенце" (шины Michelin), Капцов на "Бенцъ" (от МАО, на шинах Continental)
В 3-й категории (до 6 литров) выступали: Синельников на "Мерседесъ" (от ИРАО, на шинах "Проводникъ"), Новиков на "Мерседесъ" (от ИРАО), Андрей Нагель на "Руссо-Балтъ", Франсуа Донье на австро-венгерской Laurin & Klement.
В 4-й категории (до 4 литров) соревновались: Капцов на французском La Buire (от МАО), Марк фон Мекк на "Мерседесъ" (от ИРАО, на шинах Continental), ставший победителем в своей категории, Фаатц на Horch, а также гонщики Рейнского Автомобильного клуба (RAC) - Фриц Эрле, К. Мюллер и Гейм, все на "Бенцах" и шинах Continental.
В соревнованиях клубов ПРАК и RAC набрали равное количество баллов, но главный приз достался ПРАК, а немцам - утешительный приз.

21-22.09.1911 Сразу после "Севастопольского пробега" был проведен также пробег Новороссийск-Гагры ("Кавказский пробег") на 450 верст (480 км), организованный заблаговременно В.В. Сечиным. Автомобили тех участников "Севастопольского пробега", которые пожелали принять в нем участие, из Севастополя в Новороссийск были доставлены на пароходе "Инженер Авдаков".
Участвовали: Марк фон Мекк на "Мерседесъ" (пришел вторым), Фриц Эрле на "Бенцъ" (пришел третьим), победитель - граф Александр "Sascha" Коловрат на Laurine-Klement. В гонках на 1 версту победителем стал немец Мюллер на "Бенце", показавший скорость 134,7 км/ч, вторым стал Франсуа Донье на "Мерседесе"
31.12.1911 - А.П. Нагель и В.А. Михайлов на "Руссо-Балте" стартовали из С.-Петербурга в Монако в рамках Rallye Automobile Monaco.

05. Почтовая марка Азербайджана, выпущенная в 1994 году, в память о семье Нобель.


06. Товарищество Братьев Нобель уделяло много внимания рекламе.


07. Одна из первых общественных бензиновых станций. (фото приблизительно 1920-х годов).



Фотографии:
01. Эмблема ПРАК
02. Склады нефтяной компании братьев Нобель.
(Среди братьев - тот самый Альфред Нобель, именем которого называется премия мира, а инженером трубопроводов и насосных станций был знаменитый русский инженер Шухов.)
03. Эмблема ЮРАК
04. Эмблема Первой Учебной автомобильной роты.
05. Почтовая марка Азербайджана, выпущенная в 1994 году, в память о семье Нобель.
06. Товарищество Братьев Нобель уделяло много внимания рекламе.
07. Одна из первых общественных бензиновых станций. (фото приблизительно 1920-х годов).



Источники:
1. Ю.А. Мелентьев, М.Ю. Мелентьев. Авто-мото-спорт. Малая Энциклопедия.
(https://www.litres.ru/uriy-aleksandrovich-me/avto-moto-sport-malaya-enciklopediya-chast-2-vremya/chitat-onlayn/page-4/)
2. Сайт Царскосельского автомобильно-спортивного Клуба
(http://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kostinikov/pobeditel_gonki_motorov.html)




Барон Николай Карлович фон Мекк (1863-1929)


Николай фон Мекк родился в Москве в 1863 г. Основной преемник железнодорожного дела своего отца, он прошел весь путь от кочегара и машиниста, через кассира, смотрителя, ревизора, до председателя Правления Московско-Казанской железной дороги. Еще в те годы занимался разработкой планов строительства московского метрополитена, как пассажирского, так и грузового. Сам разрабатывал паровозы, а в годы войны - бронеавтомобили для железной дороги. Занимая пост главы Общества Московско-Казанской железной дороги, он был человеком состоятельным, и одним из первых приобрел автомобиль Daimler Phaeton в марте 1899 года. Это был автомобиль с заводским серийным номером №184. Вскоре он его поменял на более новую модель Mercedes с 12-сильным мотором. Фон Мекк был со-основателем и первым председателем Московского Клуба автомобилистов в 1900-1906 годах, а позднее - вице-президентом Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), а также организатором и участником различных ралли в 1910-1911 гг.

08. Николай Карлович фон Мекк в "Мерседесе" с номером 621 - Командор автопробега С.Петербург - Киев - Москва - С.Петербург. На фото слева направо: инженер Н.Г. Кузнецов, автор книги "Курс автомобилизма", шофер Тейеркауф, супруга Анна Львовна фон Мекк, дочь Галина Николаевна фон Мекк, сам Николай Карлович фон Мекк.



В период между 1906 и 1913 гг. у фон Мекков в семье побывало около десяти автомобилей Mercedes и 2 автобуса Daimler. По архивным данным на 1 июня 1914 г. за семьей фон Мекк числилось 4 "Мерседеса", один из которых, под номером 679, был любимым у Николая Карловича. Именно на нем он участвовал в автопробеге С.Петербург - Киев в 1910 году, С.Петербург - Севастополь в 1911 году, Казань - Екатеринбург в 1913. Последние два "Мерседеса" барон фон Мекк приобрел 5 декабря 1913 года. По данным архива фирмы "Даймлер" обе машины с двигателями мощностью 25 л.с. и кузовами типа "отель-омнибус" (комиссионные листы №№ 15308 и 15309) были отправлены по его заказу через Московское отделение фирмы "Общества Моторов Даймлер".

09. Николай фон Мекк за рулем своего "Мерседеса" во время автопробега на Императорский приз 1910 г.



Н.К. фон Мекк был вице-командором Киевского автопробега на приз Императора Николая II 16-30 июня 1910 года и командором Севастопольского пробега на приз Императора 7-16 сентября 1911 года Планировался быть командором Варшавского Императорского автопробега в 1912 года, но помешали неотложные служебные дела - Николай Карлович был председателем правления Московско-Казанской железной дороги (МКзЖД) до 1917 года. Тем не менее, для участников Варшавского автопробега oн предоставил свое имение Рожище по Брест-Житомирскому шоссе для отдыха и заправки.

После большевистской революции Николай Карлович фон Мекк решил остаться в России, отдал все свои накопления революции, а автомобили - армии. Работал в Наркомате Путей Сообщения консультантом. Однако всё это не уберегло его от доноса и репрессий. В 1929 году он был расстрелян большевиками.

10. Николай фон Мекк на "Мерседесе" 38/70 с номером 621



У Н.К. фон Мекка было шесть детей - три сына и три дочери. Его сын, Марк Николаевич фон Мекк успешно выступил в пробеге на Приз Императора 1911 годa, заняв 2-е место в заключительной верстовой гонке Кавказского пробега под Гаграми. Другой сын, Аттал Николаевич фон Мекк, также увлекался автомобилизмом и участвовал во многих автомобильных соревнованиях. Дочь Николая Карловича, баронесса Галина Николаевна фон Мекк тоже была известной автомобилисткой, одной из первых женщин-автомобилисток в России.

11. "Портрет барона Н.К. фон Мекка". Художник Б.М. Кустодиев (1911 г.)
12. "Портрет Н.К. фон Мекка". Портрет кисти Б.М. Кустодиева (1913 г.). Иркутский Художественный музей.



Достижения:
1911 - Был командором Севастопольского автопробега на приз Императора Николая II 7-16 сентября 1911 года.
1912 - На 9-й верстовой гонке на Волхонке 6 мая 1912 г. он пришел 3-им на своем "Мерседесе", г-н Чертков на "Бенце" был 4-ым.
1913 - В августе 1913 г. организовал 1000-километровый автопробег для своих сослуживцев, в котором участвовал и сам, и его сын Марк на "Мерседесе".

Фотографии:
08. Николай Карлович фон Мекк в "Мерседесе" с номером 621 - Командор автопробега С.Петербург - Киев - Москва - С.Петербург.
На фото слева направо: инженер Н.Г. Кузнецов, автор книги "Курс автомобилизма", шофер Тейеркауф, супруга Анна Львовна фон Мекк, дочь Галина Николаевна фон Мекк, сам Николай Карлович фон Мекк.
09. Николай фон Мекк за рулем своего "Мерседеса" во время автопробега на Императорский приз 1910 г.
10. Николай фон Мекк на "Мерседесе" 38/70 с номером 621
11. "Портрет барона Н.К. фон Мекка". Художник Б.М. Кустодиев (1911 г.)
12. "Портрет Н.К. фон Мекка". Портрет кисти Б.М. Кустодиева (1913 г.). Иркутский Художественный музей.



Марк Николаевич фон Мекк (1890-1918)

13. Марк фон Мекк


Марк фон Мекк, как и его отец, был большим любителем автомобилей и гонок, состоял в ИРАО с 1911 года. Марк Николаевич фон Мекк успешно выступил в пробеге на Приз Императора 1911 годa, пройдя 2500 км от Петербурга до Севастополя на "Мерседесе" без штрафных очков и получил I приз в категории IV. 23.09.1911 Марк Николаевич занял 2-е место в заключительной верстовой гонке Кавказского пробега под Гаграми, достигнув скорости 96,0 км/час на фамильном "Мерседесе" семьи фон Мекк.

14. 1911 г. Марк Николаевич фон Мекк (справа) на фотографии к публикации о 100-вёрстной гонке в Москве, вместе со своим "Мерседесом" 90/120, обутым в шины Continental


Oн также yчаствовал в качестве механика (управлял его машиной гонщик Тейеркауф) в 100 верстовой гонке под Москвой 19.06.1911. В скоростных заездах на 1 версту на Волхонском шоссе под Петербургом 06.05.1912 Марк фон Мекк занял 3-е место, показав скорость 122,3 км/час. B первом автокроссе в Москве на 2 версты 29.09.1913 он занял также 3-е место. В этой гонке труднее всего пришлось тяжелым машинам, вязнувшим в ямах и колеях. Марк управлял огромным "Мерседесом" с номером 254, и показал результат 4 минуты 59 секунд.

15. 1913 г. Марк фон Мекк на "Мерседесе" с номером 254 на двухверстной гонке с препятствиями по проселочной дороге.


Для осмотра строящегося участка Московско-Казанской железной дороги, в конце августа 1913 года, его отец, Николай Карлович фон Мекк организовал автопробег для своих сослуживцев на дистанцию более 1000 км, в котором был командором на своём "Мерседесе". В этом пробеге снова отличился Марк фон Мекк, a в 1914 году в зимнем пробеге по Казанской Губернии он занял первое место и взял Приз ИРАО. Во время Первой Мировой служил в армии - офицер лейб-гвардии Преображенского полка. После революции семья отправила его в Сибирь, подальше от опасности, но именно в Омске он был арестован и расстрелян большевиками в 1918 году.

16. Победы Марка фон Мекк: в 1911 г. - в гонке на Императорский приз, в 1914 г. - в зимнем автопробеге в Казань.


Достижения:
1911 - I приз в IV категории в пробеге на Приз Императора в 1911 году от Петербурга до Севастополя.
1911 - 2 место в заключительной гонке Кавказского пробега под Гаграми.
1912 - 3 место в скоростных заездах на 1 версту на Волховском шоссе под Петербургом.
1913 - 3 место в первом автокроссе Москвы на 2 версты.
1913 - автопробег сотрудников МКаЖД Москва - Казань, в котором Марк показал отличные результаты.
1914 - 22.02 - 7.03.1914 года в 120-верстном зимнем пробеге по Казанской губернии Марк фон Мекк занял 1 место.

газета "Русское слово" за 1915 год.


Фотографии:
13. Марк фон Мекк.
14. 1911 г. Марк Николаевич фон Мекк (справа) на фотографии к публикации о 100-вёрстной гонке в Москве, вместе со своим "Мерседесом" 90/120, обутым в шины Continental
15. 1913 г. Марк фон Мекк на "Мерседесе" с номером 254 на двухверстной гонке с препятствиями по проселочной дороге.
16. Победы Марка фон Мекк: в 1911 г. - в гонке на Императорский приз, в 1914 г. - в зимнем автопробеге в Казань.
17. газета "Русское слово" за 1915 год.


Аттал Николаевич фон Мекк (1894-1916)

Аттал фон Мекк, как и отец и старший брат, увлекался автомобилями и был искусным водителем.
В 1914 пошел добровольцем на фронт, в автомобильную роту, затем закончил офицерские курсы, а в 1916 году в своем первом бою над рекой Стоход, во время Брусиловского прорыва, 22-летний подпоручик Преображенского полка Аттал фон Мекк погиб.

18. 1911 г. Аттал фон Мекк. Гонка на 1 версту Московского Клуба Автомобилистов 8 мая 1911.


19. 1913 г. Аттал фон Мекк. Автопробег Екатеринбург - Казань, организованный Николаем фон Мекк для инспекции МКЖД. В пробеге участвовали 9 автомобилей "Мерседесъ"


20. Аттал Николаевич фон Мекк, подпоручик русской армии.


21. Подпоручик Аттал фон Мекк в Преображенском полку (на фото - слева).


Фотографии:
18. 1911 г. Аттал фон Мекк. Гонка на 1 версту Московского Клуба Автомобилистов 8 мая 1911.
19. 1913 г. Аттал фон Мекк. Автопробег Екатеринбург - Казань, организованный Николаем фон Мекк для инспекции МКЖД. В пробеге участвовали 9 автомобилей "Мерседесъ"
20. Аттал Николаевич фон Мекк, подпоручик русской армии.
21. Подпоручик Аттал фон Мекк в Преображенском полку (на фото - слева).


Галина Николаевна фон Мекк (1891-1985)

22. Галина фон Мекк в 14 лет.


Галина фон Мекк унаследовала любовь к автомобилям и автоспорту от отца, и участвовала вместе с ним во многих мероприятиях. В 1913 году вышла замуж за английского подданного, но после 1917 года осталась жить в России.
В 1923 году была арестована, а ее дочь была вывезена в Англию. С дочерью ей суждено было увидеться спустя лишь 18 лет, когда ей удалось уехать в Англию. В Лондоне в 1973 году вышла ее автобиографическая книга "Как я их помню".

23. Галина Николаевна фон Мекк.


Фотографии:
22. Галина фон Мекк в 14 лет.
23. Галина Николаевна фон Мекк.


Источники:
1. http://von-meck.info/
2. https://von-meck-info.livejournal.com/
3. https://www.facebook.com/vonmeckinfo/
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фон_Мекк,_Николай_Карлович
о Н.К. фон Мекк предыдущая публикация:
5. http://dottore.ru/racehistory/44.htm







© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru