© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 7 - Петербург - Киев - Москва - Петербург.
Кубок Императора Николая II.


Гонки и гонщики ХХ века. Киевский автопробег 1910 года.

Организация тысячеверстных автопробегов — даже в наше время дело хлопотное и затратное, а тогда все обстояло гораздо сложнее. Дороги, по которым предстояло двигаться участникам, были вовсе не автомобильными и предназначались для лошадей, а не для тяжелых машин. Это были отсыпанные щебенкой дороги, укатанные и иногда политые сверху гудроном. Там, где шоссе отсутствовало, иной раз их делали по старинке: укладывая на грунт связки хвороста и засыпая их глиной, затем еще хворост и еще глина… Разумеется, в дождливую погоду такие дороги размокали, и ехать по ним было практически невозможно. Любое путешествие по стране превращалось в настоящее испытание прочности, надежности и проходимости автомобиля.

Перед каждым пробегом питерским автомобилистам приходилось рассылать письма к своим коллегам на местах, чтобы выяснить состояние дорог и мостов на предполагаемом маршруте, а также просить их организовать техническую и материальную поддержку будущего мероприятия. Затем на рекогносцировку посылали автомобиль с представителями ИРАО, который проходил весь маршрут и при необходимости вносил в него коррективы. Затем к делу приступал оргкомитет — ведь надо обеспечить участников топливом, маслами, жильем, питанием, медицинской помощью и т.д. И только когда все было многократно проверено и действительно готово, давался старт.



1910
16.06 - 30.06.1910 - "Киевский Автопробег"
на Императорский приз, на 3000 верст (3200 км), по маршруту
С.-Петербург – Псков – Гомель – Киев – Рославль – Москва – С.-Петербург, разделенному на 10 этапов.
В пробеге приняли участие 46 автомобилей. Дополнительно были проведены 3-верстовая гонка в Москве и верстовая гонка в Киеве.

01. Официальная эмблема автопробега

В январе 1910 года были учреждены оргкомитет и почётное жюри Императорского пробега, в которые вошли члены ИРАО: В.В. Свечин, Н.К. фон Мекк, В.В. Гудович, П.И. Беляев, Н.И. Котович, П.П. Бекель, Е.В. Рожин, Ф.А. Стивенс, а также представители санкт-петербургского, московского, киевского, рижского, германского и французского автомобильных клубов. Первое заседание оргкомитета под председательством вице-президента ИРАО полковника Свечина состоялось 28 января 1910 года в помещении ИРАО в доме номер 15 на Шпалерной улице. Председательствовал, как это часто бывало, вице-президент Клуба флигель-адъютант Владимир Владимирович Свечин. Он-то и объявил собравшимся, что соревнования взяты под покровительство самим Императором, который учредил приз для победителя — «художественный кубок». Тут же были обговорены условия гонок, разработан маршрут и т.д.

02. Реклама автопробега.

Пробег 1910 года иностранцы тут же окрестили La Coup du Tsar. Положение о соревновании очень напоминало правила известного в Европе ралли на «Приз принца Генриха». Основное требование к участникам — пройти всю дистанцию без штрафных очков, начислявшихся как за поломки, так и за опоздание в прохождении очередного этапа. Неисправности экипаж должен был устранять, не прибегая к посторонней помощи и не пользуясь запчастями. За всем, что происходило с машиной, наблюдал сидевший в ней контролер, который был обязан фиксировать в специальном журнале любые заминки, поломки и неисправности, независимо от их причин.

03. Карта маршрута автопробега.

Правила предусматривали двухдневную остановку в Киеве и трехдневную в Москве. В обоих городах намечалось провести гонки на скорость: в Киеве — на версту с хода, в Москве — на три версты. Все это, по мысли устроителей, должно было способствовать выявлению самого приспособленного к долгому путешествию автомобиля и самого умелого водителя.

04. Торжественное открытие выставки. На переднем плане великий князь Борис Владимирович, вице-президент ИРАО В.В. Свечин и великая княгиня Мария Павловна. Санкт-Петербург, Михайловский манеж, 15 мая 1910 года.

16 июня 1910 года, в 7 часов утра Михайловский манеж, где недавно с огромным успехом прошла III Международная автомобильная выставка, снова открыл свои двери. Все участники пробега в сборе.

«Михайловский манеж, ещё недавно украшенный на автомобильной выставке роскошными лимузинами и полированными шасси, теперь приютил в своих стенах 46 «боевого» вида автомобилей, готовящихся к длинному двухнедельному пути. Машины допущены к осмотру публикой. Перед выстроившимся рядом автомобилей-участников гордо стоят два командорских автомобиля. В комитетской комнате даются последние инструкции контролёрам пробега, раздаются карты шоссе, флаги, нарукавные знаки и пр. В середине манежа на столе расставлены призы, из которых выделяется приз Государя Императора – роскошная чеканной работы серебряная ваза.». (Журнал «Автомобилист» № 11, 1910 г.)

05. Командор пробега вице-президент ИРАО Владимир Владимирович Свечин.

06. . Автомобили участников Императорского пробега перед стартом в Михайловском манеже. На переднем плане "Бенц" №15 немецкого спортсмена Хеннея. Рядом с ним "Лагонда" англичанина Гунна. Во втором ряду слева "Мерседес" №13 французского спортсмена Донье, выступавшего за петербургскую фирму "Треугольник"

Спортсмены последний раз осмотрели свои автомобили, получили стартовые номера, завели моторы и чинно двинулись колонной по улицам Петербурга по направлению к Царскому Селу - месту старта. Около Орловских ворот в Царском Селе спортсменов ждал украшенный флагами и гербами Императорского Российского автомобильного общества растянутый на двух колоннах через шоссе красивый транспарант с надписью "Старт". Колонны венчали гербы Российской Империи. Для каждого участника было заранее приготовлено место с обозначением стартового номера его автомобиля. Снимки старта пробега делали многочисленные петербургские фотографы, среди которых был и знаменитый мастер Карл Булла.

Карл Карлович Булла (Carl Oswald Bulla)
родился в Пруссии в 1855 году. В 10-летнем возрасте приехал в С.-Петербург, где увлекся фотографией. В 1875 г. открыл свой первый фотосалон на Малой Садовой, 61, а год спустя принял российское гражданство. В Государственном Архиве Санкт-Петербурга хранится около 200 тысяч стеклянных негативов Буллы. Сегодня на Невском, 54, в одном из его бывших фотосалонов, располагается музей фотографии Карла Буллы. Булла признан основоположником русской репортажной съемки, сохранившим для нас эпоху рубежа XIX-XX веков в фотографиях. В 1917 году Булла уехал в Эстонию, поселившись на о.Сааремаа, где умер в 1929 году. Дети Карла Булла остались в России, где продолжали работу фотографами, однако все были репрессированы в 30-е годы, и погибли.

1). Карл Булла за работой.

2). Карл Булла.

3). Фотосалон Карла Булла на Невском 54.

4). Музей "Фотосалон Карла Булла" на Невском 54 сегодня.

В автопробеге принимали участие "Мерседесы" и "Бенцы" под управлением:

А.И. Синельников, №2, Benz, 27 л.с.

Шмидт, №4, Benz, 25 л.с. (сход с дистанции)

Франсуа Донье, №13, Mercedes, 20 л.с.

А. Хенней, №15, Benz, 20 л.с.

Форхгеймер, №16, Benz, 20 л.с.

Фриц Эрле, №18, Benz, 19 л.с.

К.О. Фрич, №26, Mercedes, 16 л.с.

Вилли Пёге, №29, Mercedes, 16 л.с.

А. фон Люде, №30, Mercedes, 16 л.с.

Де ла Круа, №31, Mercedes, 13 л.с.

А.А. Гасс, №36, Benz, 9 л.с., (сход с дистанции)

Галунов, №1 (вторая категория), Benz, 31 л.с.


Кроме того, среди именитых участников были:

Княгиня Долгорукая С.А., №19 на Delaunay-Belleville (сход с дистанции)

А.П. Нагель, №25 на Russo-Baltique

В.А. Фаатц, №32 на Dixi

А.А. Кегресс, водитель Е.И.В., №41 на FL

А.И. Ефрон, №5 (во второй категории) на FIAT (сход с дистанции)

Принц Мюрат, №7 (во второй категории) на Opel (сход с дистанции)

В 1-й категории были номера красного цвета, а во 2-й - синего, чего, к сожалению, не видно на черно-белых фотографиях.


Старт пробегу был дан в 10 часов утра. Сорок шесть машин отправлялись в путь с интервалом в две минуты. Самый мощный автомобиль стартовал первым, самый слабый - последним. Интересно, что среди участников была и женщина - княгиня Долгорукая, на "Делоне Бельвиле". Правда, до финиша она не добралась, выбыв из состязаний.

07. Перед стартом. Справа, около фотографа стоит Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Царское Село, 16 июня 1910 г.

08. Перед стартом.

09. Старт в Царском Селе.

10. Построение автомобилей перед стартом. На переднем плане автомобили "Бенц" №15 Хеннея и №16 Форхгеймера, за ним "Адлер" Вильгельма.

"Мы не узнаём дороги: её всю почистили, всю починили, правда, очень "провизорно", как сказал мой шофёр: мохом, песочком и ельничком - но всё же лучше, чем ничего. Мало того, вся дорога великолепно охранена; нигде ни экипажей, ни ротозеев, масса стражников и полиции, отдающих почтительно честь, и целые вереницы пейзан и дачников, восторженно нас приветствующих. Такого триумфа мы не видали даже в прошлом году, при поездке в Ригу.
Вот и Псков; надпись поперёк шоссе гласит об этом; громадные толпы народа; специальные помещения для автомобилей и участников. Всё предусмотрено, всё приготовлено; мы чувствуем себя уже избалованными." ( Журнал "Автомобиль" № 12, 1910 г.)

11. На старте господин Де ла Круа на автомобиле "Мерседес" №31.

12. Старт знаменитого немецкого гонщика Фрица Эрле на автомобиле "Бенц" №18.

15. Фриц Эрле под номером 36, 2-8 июня 1910 - Гонка на Приз Принца Генриха. Berlin - Brunswick - Kassel - Nuremberg - Strasbourg - Metz - Homburg v. d. H.

13. На старте В.А. Фаатц на автомобиле "Дикси" №32.

14. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за рулём автомобиля "Делоне-Бельвиль". Рядом с ней сидит её муж князь Сергей Александрович Долгорукий. Она была единственной женщиной среди участников Киевского пробега на Приз Его Императорского Величества Николая II.

"А вот и город Остров.
Здесь мы буквально поражены: по обеим сторонам дороги сплошная пёстрая толпа, арки над улицей, всюду флаги, громогласное "ура" - просто глазам не верится, что это в России чествуют автомобилистов. Но на повороте новый сюрприз: оркестр музыки и вся пожарная команда в ряд отдаёт нам честь. На каждом повороте городовой, усиленно махающий белым флагом, такие же ободряющие белые и зелёные флаги у каждого мостика, значит: "поезжай, не сомневайся!"
Около Острова проскочили через два громадных висячих моста оригинальной конструкции, едва увидали развалины старинной крепости на островке и помчались дальше. Дорога пустынна до странности, охранена превосходно и ехать можно быстро; через полтора часа мы уже подъезжали к Опочке, проглотив сто пятнадцать вёрст.
В Опочке новый триумф; толпы народа, полиция с флагами и указаниями, куда проехать." ( Журнал "Автомобиль" № 12, 1910 г.)

16. Пеге на Бенц №23

21. Встреча участников на площади города Опочка (Псковская область).

18. На трассе автопробега

"Витебск, 17 июня.
По пути повторились ставшие обычными грандиозные овации участникам, хор трубачей играл встречный марш. На несколько вёрст растянулась толпа зрителей. Дороги превзошли ожидания - образцовые." (Газета "Утро России". 18.06.1910 г.)

17. Фрич на Мерседесе №25

22. Витебск.

19. Члены оргкомитета и экипаж журнала "Автомобиль" расчищают дорогу.

"Гомель, 18 июня.
На старт явилось громадное большинство участников; в предшествующий день "потерялись" только один "Бенц" и один "ФИАТ" поломавший рессоры, владелец которого А.И. Ефрон пересел ко мне, отправив свою коляску в Петербург по железной дороге. Пострадал также и автомобиль В.В. Свечина, которому пришлось пересесть на коляску другого члена комитета, неутомимого и дельного организатора Н.К. фон Мекка." ( Журнал "Автомобиль" № 12, 1910 г)

20. Трассу охраняет конный дозор.

Не обошлось и без аварий, самая крупная произошла под Черниговом с машиной Владимира Владимировича Свечина. Налетев на камень, она перевернулась. К счастью, все остались живы, хотя сам Свечин попал в больницу. И тут русские автомобилисты преподали миру пример братства: ралли было приостановлено, и, пока не стало ясно, что жизни Свечина ничто не угрожает и за пострадавшим налажен подобающий уход, в путь никто не двинулся.

23. Командорский "Мерседес" В.В. Свечина после аварии на шоссе недалеко от Чернигова.

"От Гомеля до Киева. На этом перегоне участников вёл командорский автомобиль флигель-адъютанта В.В. Свечина. Почти весь этот перегон представляет из себя лучшую из всего пути дорогу. Сидя за рулём уже четвёртые сутки и утомлённый четырёхдневным пробегом, В.В. съехал на мягкую часть шоссе, что естественно повлекло за собой занос автомобиля на мягком грунте. Колесо, ударившись о столбик, сломалось и седоки автомобиля были сброшены, причём наиболее тяжкие повреждения выпали на долю В.В. Следовавшие за ними участники немедленно остановились и довезли пострадавших до Чернигова, где врачами и был констатирован у В.В. перелом 2-х рёбер, у остальных же пострадавших менее серьёзные поранения. Теперь, когда мы пишем эти строки, все уже знают, что здоровье Владимира Владимировича поправилось, но тогда этот случай произвёл на всех удручающее впечатление и был единственным мрачным событием всего пробега. В.В. Свечину, помещённому в доме Черниговского губернатора, было послано громадное количество телеграмм с выражением заслуженного сочувствия. Командорское место в пробеге снова занял автомобиль Н.К. фон Мекка" (Журнал "Автомобилист" № 11, 1910 г.)

По свидетельству газеты "Варшавский вестник" от 21 июня 1910, первым в Киев прибыл Синельников на "Бенце". В тот же день в местечке Святошино, в 12 верстах от Киева, состоялись верстовые гонки. А уже на следующий день, едва отдохнув от многодневного пути, участники отправились в обратный путь.

"Киев, 22 июля. Первым отбыл в 10 часов 15 минут автомобиль фон Мекка, за ним через каждую минуту выпускались один за другим ездоки. Последним вышел № 6, которому пришлось сегодня ремонтировать колёса, после вчерашних святошинских состязаний." (Газета "Русское Слово". 23.07.1910 г.)

24. Прибытие командорского автомобиля "Мерседес" №621 в Киев. За рулём Николай Карлович фон Мекк.

25. Выезд из Киева в сторону Святошино, на верстовую гонку.

26. Верстовая гонка в Святошино (Киев).

Через 2 дня автопробег прибыл в Москву.

"Выставка гоночных машин. Все автомобили, участвующие в пробеге Петербург - Киев - Москва - Петербург и прибывшие в Москву, вчера были выставлены в городском манеже, для осмотра публики. С 11-ти часов утра до 7-ми часов вечера выставку посетило свыше 500 человек. Выставлено 37 машин. Таким образом, до сих пор выбыло из гонки 9 машин: из первой категории 5 и из второй - 4" (Газета "Русское Слово". 25.07.1910 г.)

27. Скоростные заезды на две версты в Москве. Финиширует "Мерседес" гонщика В. Пёге. Слева Н.К. фон Мекк в своей машине "Мерседес" наблюдает за гонками.

28. Член оргкомитета Ф.А. Стивенс. Москва, верстовая гонка.

"27-го числа состоялись 2-х вёрстные гонки близ села Никольского, результат которых и имел решающее значение в присуждении призов. Одновременно состоялась двухвёрстная гонка для лиц, не участвовавших в пробеге. 28 июня в 2 часа дня участники под командорством М.К. фон Мекка отправились в Петербург, где в Царском Селе и окончилось первое в России дорожное автомобильное испытание" (Журнал "Автомобилист" № 12, 1910 г.)

29. Вице-командор пробега Н.К. фон Мекк в своём автомобиле "Мерседес" на финише. Царское Село, 30 июня 1910 г.

30. Автомобили "Мерседес" немецкой фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft после окончания пробега в Михайловском манеже. Слева - направо: фон Люде, Пёге, Фрич, Де Ла Круа.

"Финиш пробега. Хмурый Петербург устроил возвратившимся из двухнедельного триумфального шествия по России участникам международного автомобильного пробега весьма сердечную и торжественную встречу. Финиш пробега, как уже сообщалось, был назначен около Царского Села, у Фридентальской колонии. Под громкие аплодисменты публики к месту финиша подошёл автомобиль командора пробега Н.К. фон Мекка, всё время шедший во главе состязавшихся. Вслед за ним, один за другим, то группами, то в одиночку, начали прибывать участники пробега. Толпа восторженно встречала прибывших. Несмотря на ряд утомительных переходов, автомобилисты чувствовали себя очень бодро." (Газета "Русское Слово". 30.06.1910 г.)

31. Главный приз - Кубок императора получил В. Пёге, выступавший на немецкой машине "Мерседес".

32. Его Императорское Величество Николай Александрович, пожертвовавший Главный приз пробега 1910 года.

"Немецкие автомобили показали себя на пробеге превосходно. Особенно большим триумфом пробег на Приз императора Николая стал для автомобилей "Мерседес", которые взяли все три главных приза. Первые двенадцать мест были заняты на автомобилях немецкого производства. Этим успехом германская автомобильная промышленность может гордиться по праву…" ( Журнал "Der Motorwagen" № 21, 1910 г.)

"Итак, "Мерседес" выиграл большой пробег Императора Николая. "Мерседес" его не просто выиграл - эта марка с мировой известностью заняла первые три места в пробеге. Это международная победа! Мы поздравляем господина директора Пёге, мы поздравляем большой завод в Унтертюркгейме, мы поздравляем "Мерседес"... (Журнал "Allgemeine Automobil-Zeitung" № 30,1910 г.)

33. Победитель пробега, фирменный гонщик команды "Мерседес" директор Вилли Пёге.

34. Победитель пробега, Вилли Пёге на своем "Мерседесе".

35. Консул Карл-Отто Фрич на автомобиле "Мерседес", занявший второе место.

36. Артур фон Люде на автомобиле "Мерседес", занявший третье место.

Хронология Императорского пробега 1910 года:

16 июня - первый этап Санкт-Петербург - Псков, старт в Царском Селе.

17 июня - второй этап Псков - Витебск.

18 июня - третий этап Витебск - Гомель.

19 июня - четвёртый этап Гомель - Киев.

20-21 июня отдых в Киеве.

22 июня - гонки на одну версту в Киеве, пятый этап Киев - Гомель.

23 июня - шестой этап Гомель - Рославль.

24 июня - седьмой этап Рославль - Москва.

25-27 июня - отдых в Москве.

28 июня - гонки на две версты в Москве, Москва - Тверь.

29 июня - Тверь - Новгород.

30 июня - Новгород - Санкт-Петербург, финиш в Царском Селе.


2 июля 1910 года в помещении Императорского Российского автомобильного общества состоялось заседание почётного жюри Императорского пробега. Обсудив представленные оргкомитетом результаты, жюри признало победителем немецкого спортсмена, фирменного гонщика команды "Мерседес" директора Вилли Пёге, прошедшего всю дистанцию без штрафа и показавшего одни из лучших результатов в скоростных заездах в Киеве и Москве. Ему был вручён Главный приз - Кубок императора Николая II. Второе и третье места заняли также немецкие спортсмены из команды "Мерседес" - консул Фрич и Артур фон Люде.


37. Участники пробега и члены оргкомитета на банкете. С.-Петербург, 3 июля 1910 г.

Пробег на Императорский приз имел огромный успех. Современники называли его триумфальным шествием автомобилизма по России. Столичный журнал "Автомобиль" тогда писал:

"Комитет испытания потратил много сил и энергии, на помощь ему пришли все надлежащие ведомства и само население... Без комитета идея осталась бы красивой фразой, без Военного министерства, Министерства внутренних дел и путей сообщения правила, проекты и предписания не могли бы осуществиться во всей полноте, без доброй воли и радушия населения пробег был бы официальной церемонией, бесцветной и скучной".


38-40. фрагменты книги А. Нагеля об автопробеге "Русский автомобиль на русских дорогах".

Призы Императорского пробега 1910 года:

В. Пёге, "Мерседес" - Кубок Императора Николая Александровича.

К.О. Фрич, "Мерседес" - Кубок Вел. Кн. Михаила Александровича.

А. фон Люде (В.И. фон Лоде), "Мерседес" - Кубок Вел. Кн. Марии Павловны.

А. Хенней, "Бенц" - Кубок Вел. Кн. Кирилла Владимировича.

Ф. Эрле, "Бенц" - Кубок Вел. Кн. Бориса Владимировича.

Форхгеймер, "Бенц" - Приз Санкт-Петербургского городского самоуправления.

Де ла Круа, "Мерседес" - Приз Киевского городского самоуправления.

Ф. Донье, "Мерседес" - Приз Киевского Клуба Автомобилистов.

В.А. Фаатц, "Дикси" - II Медаль Французского автоклуба.

А.А. Кегресс, "ФЛ" - III Медаль Французского автоклуба.

Дополнительные награды Императорского пробега 1910 года:

Пёге, Фрич, фон Люде - Призы и жетоны московского клуба автомобилистов за лучшую показанную скорость на гонке в Москве.


41. Список участников пробега, из книги А. Нагеля.

Фотографии:
01. Эмблема пробега
02. Реклама автопробега.
03. Карта автопробега
04. Торжественное открытие выставки. На переднем плане великий князь Борис Владимирович, вице-президент ИРАО В.В. Свечин и великая княгиня Мария Павловна. Санкт-Петербург, Михайловский манеж, 15 мая 1910 года.
05. Командор пробега вице-президент ИРАО Владимир Владимирович Свечин.
06. Автомобили участников Императорского пробега перед стартом в Михайловском манеже. На переднем плане "Бенц" №15 немецкого спортсмена Хеннея. Рядом с ним "Лагонда" англичанина Гунна. Во втором ряду слева "Мерседес" №13 французского спортсмена Донье, выступавшего за петербургскую фирму "Треугольник"
07. Перед стартом. Справа, около фотографа стоит Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Царское Село, 16 июня 1910 г.
08. Перед стартом
09. Старт в Царском Селе
10. Построение автомобилей перед стартом. На переднем плане автомобили "Бенц" №15 Хеннея и №16 Форхгеймера, за ним "Адлер" Вильгельма.
11. На старте господин Де ла Круа на автомобиле "Мерседес" №31.
12. Старт знаменитого немецкого гонщика Фрица Эрле на автомобиле "Бенц" №18.
13. На старте В.А. Фаатц на автомобиле "Дикси" №32.
14. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за рулём автомобиля "Делоне-Бельвиль". Рядом с ней сидит её муж князь Сергей Александрович Долгорукий. Она была единственной женщиной среди участников Киевского пробега на Приз Его Императорского Величества Николая II.
15. Фриц Эрле под номером 36, 2-8 июня 1910 - Гонка на Приз Принца Генриха. Berlin - Brunswick - Kassel - Nuremberg - Strasbourg - Metz - Homburg v. d. H.
16. Пеге на Бенц №23
17. Фрич на Мерседесе №25
18. На трассе автопробега.
19. Члены оргкомитета и экипаж журнала "Автомобиль" расчищают дорогу.
20. Трассу охраняет конный дозор.
21. Встреча участников на площади города Опочка (Псковская область).
22. Витебск.
23. Командорский "Мерседес" В.В. Свечина после аварии на шоссе недалеко от Чернигова.
24. Прибытие командорского автомобиля "Мерседес" №621 в Киев. За рулём Николай Карлович фон Мекк.
25. Выезд из Киев в сторону Святошино, на верстовую гонку.
26. Верстовая гонка в Святошино (Киев).
27. Скоростные заезды на две версты в Москве. Финиширует "Мерседес" гонщика В. Пёге. Слева Н.К. фон Мекк в своей машине "Мерседес" наблюдает за гонками.
28. Член оргкомитета Ф.А. Стивенс. Москва, верстовая гонка.
29. Вице-командор пробега Н.К. фон Мекк в своём автомобиле "Мерседес" на финише. Царское Село, 30 июня 1910 г.
30. Автомобили "Мерседес" немецкой фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft после окончания пробега в Михайловском манеже. Слева - направо: фон Люде, Пёге, Фрич, Де Ла Круа
31. Главный приз - Кубок императора получил В. Пёге, выступавший на немецкой машине "Мерседес"
32. Его Императорское Величество Николай Александрович, пожертвовавший Главный приз пробега 1910 года.
33. Победитель пробега, фирменный гонщик команды "Мерседес" директор Вилли Пёге.
34. Победитель пробега, Вилли Пёге на своем "Мерседесе".
35. Консул Карл-Отто Фрич на автомобиле "Мерседес", занявший второе место.
36. Артур фон Люде на автомобиле "Мерседес", занявший третье место.
37. Участники пробега и члены оргкомитета на банкете. С.-Петербург, 3 июля 1910 г.
38-41. фрагменты книги А. Нагеля об автопробеге "Русский автомобиль на русских дорогах".
Карл Булла:
1-2 Карл Булла
3. Фотосалон Карла Булла на Невском 54.
4. Музей "Фотосалон Карла Булла" на Невском 54 сегодня.


При составлении материала была использована статья С.Кирилеца 2010 года "Пробег на Приз Императора - вековой юбилей".
Иллюстрации из архива автора статьи, а также из журналов "Автомобиль" и "Автомобилист" 1910 года.
С. Кирилец выражает глубокую благодарность за оказанную помощь Геннадию Канинскому, Юрию Мелентьеву(+) и Александру Шияну.
© Kiriletz 2010


© Dottore & Dottore.Ru, 2019 специально для © MBCM.ru, 2019.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2019, contact: dottore124@yandex.ru