ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА
Mercedes 230 не пользовался успехом у кинозвезд, спортсменов и "авторитетов" нацистского режима. Это был типичный автомобиль для среднего германского обывателя, хорошо сконструированный и добротно сработанный.
Рейхсбюргер хлопал дверцей и поворачивал ключ зажигания. Характерное для всех "мерседесов" той поры рулевое колесо с четырьмя спицами и фирменным знаком на кнопке звукового сигнала приятно ласкало ладони.
Машина плавно трогалась с места, но разгон нельзя было назвать моментальным.
Расположенное очень низко сиденье водителя плюс толстые передние стойки кузова весьма ограничивали обзорность. Ориентироваться на дороге помогала трехлучевая мерседесовская звезда, установленная на пробке радиатора. В Третьем Рейхе их почему-то не отламывали. Вероятно потому, что за это могли "отломать" руки. Вместе с головой.
Проградуированный до 160 км/ч спидометр и другие приборы сгруппированы на щитке, окантованном планками из полированной древесины. Такие же деревянные рамки опоясывают боковые и заднее стекла. Лобовое стекло поднимается, и под ним, на торпеде кузова, зияют два вентиляционных лючка. На внутренних боковинах дверей - вместительные карманы, куда так удобно поместить дорожные карты и прочий необходимый в дороге скарб.
Прикурить вражескую американскую папиросу можно было от электрического прикуривателя, а пепел стряхнуть в съемную жестяную коробочку, разместившуюся в нижней окантовке бокового стекла. Обладатели "Мерседеса-230" последней серии могли ловить - опять же вражеского - Глена Миллера посредством лампового радиоприемника, установленного в центральной части щитка приборов.
Вдвоем на заднем диване уютно. Закрытые боковины и небольшое заднее окошко создают интимный полумрак. А если убрать центральный подлокотник, то сзади можно посадить целых трех фройляйн. Места для ног маловато, да и высокий карданный тоннель мешает, однако, как уверяет статистика, люди шестьдесят лет назад были помельче.
Все мы знаем, почему "шестисотый" так называется. Традиция давать новой модели цифровой индекс, состоящий из усредненного объема двигателя с отрубленным для простоты последним нулем, устоялась на Daimler-Benz AG давно. Поэтому, когда в 1936 году на шасси "Тип-200" был установлен новый шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см, машина получила незамысловатое название - Mercedes 230.
Автомобиль выпускался в трех сериях. Вторая пошла с конца 1937 года, когда колесная база была увеличена до 3050 мм. А в 1938 году появилась третья, кузов которой получил более обтекаемые формы, а рама - более совершенную конструкцию. В таком виде машины собирались практически до середины войны - в 1943 году все комплекты деталей были израсходованы. Автомобилей первых двух серий было выпущено 20 336. Третьей - только 4210 штук.
Двигатель "Мерседеса-230" развивал мощность 55 л. с. при 3600 об/мин - не очень много, а если учесть, что вес автомобиля с кузовом четырехдверный лимузин составлял без малого полторы тонны, рассчитывать на высокие скоростные показатели не приходилось. Даже на новых автобанах, которыми перед Второй мировой войной была опоясана вся Германия, автомобиль не мог разогнаться быстрее 115 км/ч.
Машины оборудовались однодисковым сцеплением Comet-Mecano и четырехскоростной коробкой передач, которая до 1937 года имела ускоряющую передачу, управляемую отдельным рычагом. Тормоза имели саморегулирующиеся колодки.
Любая компания, занимавшаяся в 30-е годы выпуском легковых автомобилей, давала покупателю возможность выбора нескольких вариантов кузова: это позволяла рамная конструкция шасси. "Мерседес-230" не стал исключением. В первой серии предлагалось пять типов кузовов: двухдверный и четырехдверный лимузины ценой 4200 и 4900 рейхсмарок, кабриолеты A и C по цене 6500 и 7500, а также двухместный родстер по цене кабриолета A. Автомобили второй серии имели уже девять типов кузовов, самым дорогим из которых был шестиместный туренваген, стоивший 7125 рейхсмарок. Последняя серия была дополнена обтекаемыми спортивными лимузинами с одной дверью и покатой задней частью и двухместными Gelaendesport-Zweisitzer - для участия в ралли.
Если все остальные типы предвоенных легковых автомобилей "Мерседес" от "170" до "770" имели разработанную по заказу Вермахта военную модификацию, "Тип-230" этой участи избежал - кюбельвагенов на его шасси не делали. Видимо, ему хотели уготовить сугубо гражданскую участь. Жизнь распорядилась иначе.
После 1945 года, когда над миром воцарился мир, а в политический лексикон вошли слова "репарация" и "контрибуция", техника, в том числе и автомобильная, стала вывозиться в страны-победительницы. В СССР тогда оказалась основная масса всех пригодных для эксплуатации "мерседесов", причем больше всего - лимузинов и пульман-лимузинов "200" и "230".
Если "большие мерседесы", "хорьхи" и "майбахи" попадали в руки высшего военного руководства, то у хозяев трофейных Mercedes 170, 200, 230, BMW, Wanderer звезды на погонах были помельче. В послевоенных Москве и Ленинграде почти на каждой улице можно было увидеть четырехдверный лимузин "Мерседес-230" со скатывающейся матерчатой крышей. Попадались кабриолеты и даже родстеры.
"Мерседесы" постепенно изнашивались. Запасных частей к ним было не достать. А поскольку военному человеку не пристало "низкопоклонничать" перед зарубежной техникой, а следовало относиться к ней исключительно с практической стороны, от машин старались поскорее избавиться. В Москве, на Бакунинской улице, возле магазина "Автомобили" в середине 50-х стояли вереницы трофейных машин. Добавив денег к сумме, вырученной за "Мерседес", можно было купить новые "Москвич" или "Победу". Немецкое же старье раскупалось теми, у кого на отечественную машину не хватало денег.
(Штирлиц и пастор Шлаг)
(с) по материалам журнала Автопилот и клуба РККА.