© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 30. Зима 1913/1914. Путешествие на автомобиле по Африке.


Люди и события ХХ века. Путешествие по Африке, зима 1913-1914.

Биографии: Андрей Нагель, Евгений Кузьмин, Борис Никифоров.



С.-Петербург - Монако - Испания - Алжир - Тунис - Италия - Монако.


"Самое интересное в Африке, конечно, Сахара, вопрос о её непроходимости - миф." (А. Нагель)

В 1913 году знаменитый журналист и автопутешественник Андрей Нагель не удовлетворился длительной поездкой по городкам и весям России (исследовательская поездка по Поволжью), и решил организовать ещё одну поездку по необычному маршруту. В голову пришла идея прокатиться по маршруту, где еще "не ступало колесо" русского автомобилиста, а именно - по Африке. В качестве спутников он пригласил двух хороших знакомых, которые сотрудничали с его журналом "Автомобиль" - Евгения Кузьмина и Бориса Никифорова.

01. "Руссо-Балт" Нагеля-Кузьмина-Никифорова, снаряженный в Африку.


Маршрут состоял из 3-х этапов: первый этап - это выезд к месту старта: Петербург - Псков - Рига - Тильзит (ныне Советск) - Кенигсберг (ныне Калининград) - Берлин - Франкфурт-на-Майне - Мец (восток Франции) - Париж - Лион - Авиньон - Ницца.

02. Карта путешествия (из книги Е. Кузьмина).


2-й этап, само путешествие: Ницца - Марсель - Перпиньян (юг Франции) - Барселона - Валенсия - порт Картахена (Испания) - переправа морем на Оран (Алжир), затем по Алжиру через города Алжир - Бужи (ныне Беджая, Алжир) - Константина (Алжир) - оазис Бискра в Сахаре (Алжир) - Батна (Алжир) - Филипвиль (ныне Скикда, Алжир) - до Туниса, - оттуда переправа морем в Неаполь - Рим - Флоренция - Пиза - Генуя - Монако.

03. На берегу реки Эбро. Переправу было ждать слишком долго, поэтому они сделали крюк и нашли мост дальше по течению (из книги Е. Кузьмина). Испания, декабрь 1913.


3-й этап, возвращение: Монако - Ницца - Марсель - Лион - Париж, и далее - обратно в Петербург.

04. Некоторые небольшие реки машина с успехом преодолевала вброд (из книги Е. Кузьмина). Испания, декабрь 1913.


Для такого путешествия Нагель существенно переоборудовал свой знаменитый "Руссо-Балт", поставив, в частности, 2 бензобака по 250 литров, сплошные колёсные диски без спиц, дополнительные фары.

05. Многие дороги были прорублены в скалах, шли через длинные темные тоннели, иногда выходя на поверхность, на узкие мосты, соединявшие тоннели над пропастью (из статьи А. Нагеля). Испания, декабрь 1913.


По итогам путешествия Е. Кузьмин написал книгу, проиллюстрировав её своими рисунками и фотографиями. Героев книги он назвал немного иначе - Нагель у него - это петербуржец Андрей Энгель, Никифоров - это нью-йоркский корреспондент Боб Вильсон, самого себя он назвал Мистер Кин из Каира, а повествование вёл от лица четвёртого, безымянного персонажа.

06. Обложка оригинального издания книги 1915 года.


Книга полна не только фактами и описаниями, но и лёгкого юмора. Вот как начинается книга: "Путешествие, которое я собираюсь изложить, началось в Ницце, и благополучно закончилось в Монако. Всякому покажется, что проехать из Ниццы в Монако не такой уж особенный подвиг, чтобы его стоило описывать в целой книге. Но, во-первых, если взяться за дело умеючи, так и путешествие по собственной комнате можно описать в весьма пространном и поучительном рассказе, а во-вторых, и из Ниццы в Монако можно проехать на особенный манер, не так, как все. Между сими двумя городами, как известно, всего 18 километров отличного шоссе. Тысячи автомобилистов делают это путешествие ежедневно без каких-либо приключений. А между тем мы проехали шесть недель и сделали свыше 11 тысяч километров, пока дотащились до того же самого Монако. Такая громадная разница вышла из-за сущего пустяка: из нашего отеля в Ницце мы выехали направо, вместо того чтобы взять налево! Возвращаться назад - не в наших правилах, и вот пришлось ехать кругом Средиземного моря, чтобы всё-таки добраться до Монако. Мы люди с характером: раз что начали, то уж сделаем, как бы глупо оно ни казалось."

07. Направляясь на юг, все мечтали о пальмах. И вот они - первые африканские пальмы (из статьи А. Нагеля). Алжир, декабрь 1913.


Выехали из Ниццы в первой половине декабря. После юга Франции путешественники пересекают Испанию с севера на юг. Интересны замечания об отелях и ресторанах, где им пришлось останавливаться. Несмотря на довольно интересную испанскую кухню, иногда они оставались полуголодными, а ночлег лишь один раз позволил им отдохнуть как следует, и помыться. Дороги в Испании тоже оставляли желать лучшего, иногда по гравию и бездорожью приходилось снижать скорость до 10-15, а то и 8 вёрст в час. Несмотря на то, что Мистер Кин заранее проложил маршрут и места остановок, зачастую приходилось менять направление уже по ходу дела. Нагель часто поминал российские дороги, в том смысле, что испанские были премного хуже, к тому такие пыльные, что машина и все вещи в ней покрылись толстой коркой грязи, которую Боб Вильсон отмыл только в Картахене, перед погрузкой на корабль.

08. Еще одна мечта - увидеть кактусы. И кактусы, конечно, тоже были в Африке (из книги Е. Кузьмина). Алжир, декабрь 1913.


Через пару недель, в канун Рождества, они уже переправились из Испании на пароходе в алжирский порт Оран. А 25 декабря Боб Вильсон отметил Рождество купанием в Средиземном море, где-то на пути из Орана в Алжир, так как вся дорога шла по новому шоссе вдоль берега. По сравнению с Испанией африканские дороги привели путешественников в восторг - местами это были совсем новые асфальтированные шоссе, местами плотная грунтовая дорога. Сахара оказалась не такая уж непроходимая, как вспоминал потом Нагель в своём очерке.

09. Дороги в северной Африке оказались, неожиданно, очень хорошего качества, асфальтированные. Местами дорога шла через ущелья, в тоннелях, прорубленных в скалах, как это делают в Европе (из статьи А. Нагеля). Алжир, декабрь 1913.


А ещё их ждал сюрприз, когда экспедиция остановилась в одном из приморских городов Алжира. Утром пошёл снег! Впрочем, это явление было совсем не обыденным, поразив и местных жителей, как аборигенов, так и европейцев, коих в североафриканских городах насчитывалось немало. Погода, в принципе, не благоволила путешественникам. Чем южнее они пробирались, тем упорнее становились дожди и сильнее ветер, причём отели были совсем плохонькие, без отопления, и наши туристы совсем промёрзли.

10. Из статьи А.Нагеля в журнале "Автомобиль", 1914.


В самой южной точке маршрута - в оазисе Бискра, который рекламные буклеты называли "местом, где вечный рай", их ждала совсем уж омерзительная погода, отсутствие каких-либо достопримечательностей и унылая голая пустыня. В этой унылой глухомани они и встретили новый 1914 год, улегшись спать еще до полуночи.

11. Пустыня Сахара (из книги Е. Кузьмина). Январь 1914.

12. Верблюды - корабли пустыни (из статьи А. Нагеля). Сахара, январь 1914.


После Бискры началось путешествие в обратную сторону, но через Тунис, где они встретили прибывающих из Европы туристов и с изумлением узнали, что и в Европе все эти дни была отвратительнейшая погода, снегопады и ветер даже в Испании и Италии.

13. В Тунисе Нагель решил испытать свой автомобиль, сможет ли он забраться по лестнице. Смог! (из книги Е. Кузьмина) Тунис, январь 1914.


Обратная дорога уже не была такой сложной. Лишь на долю Нагеля выпала неприятность переплыть Средиземное море на пароме еще раз, ведь он не выносил моря вообще. Да еще итальянские дороги, усыпанные щебнем, из-за чего продвижение по Италии было не таким быстрым, как хотелось. А хотелось уже скорее добраться до тёплого отеля в Монако и сытного вкусного ужина.

14. Разгрузка в порту Неаполя (фото Е. Кузьмина, так как сам Нагель сразу после прибытия в Палермо, сбежал из порта, пересев на поезд и предоставив разгрузку и таможенные формальности своим попутчикам). Италия, январь 1914.


Однако, так как Нагель договорился с Монакским автомобильным клубом о прибытии и торжественной встрече 18 января (по европейскому календарю), то путешественники решили заехать, сделав крюк, во Флоренцию, где и встретили "православный новый год" (14 января). При этом, зима и снегопады сопровождали их почти всю дорогу, и закончились уже на итальянской Ривьере, после Генуи, и солнце, наконец, согрело членов экспедиции, буквально изможденных холодом и ветрами.

15. Заснеженные дороги итальянской Ривьеры. Но до солнечной погоды осталось всего день-два. Италия, январь 1914.


Тем не менее, результаты поездки были весьма интересными: во-первых, было доказано, что непроходимость Сахары - это миф. Там были и отличные шоссейные дороги, и утоптанные караванами грунтовые дороги, сродни российским. Только лишь песчаные дюны не позволили продвинуться ещё южнее. А вот некоторые европейские дороги вызвали разочарование. В Испании и Италии путешественникам зачастую вспоминались российские дороги, не в пример лучше по качеству.

16. Из статьи А. Нагеля в журнале "Автомобиль", 1914.


Особенно удручающим стал отрезок от Рима до Флоренции, где Руссо-Балт потерял 2 покрышки и 2 камеры "с петроградским воздухом", как говорил Нагель. Учитывая, что шестью месяцами ранее Нагель совершил поездку по городам и весям России длиной 10 тысяч вёрст, включая труднопреодолимый отрезок от Казани до Воронежа, то ему было с чем сравнивать. Приблизительно в тот же период экспедиция Николая Карловича фон Мекка одолела бездорожье от Казани до Екатеринбурга. По сравнению со всем этим, африканские дороги были скоростными шоссе.
Успешно миновав Ривьеру, уже без Мистера Кина (Кузьмина), который из Флоренции отправился поездом в Геную, а оттуда - в Монако, Нагель и Никифоров прибыли к назначенному дню в Ниццу. Никифоров отправился в Монако, чтобы узнать у Кузьмина, всё ли готово к торжественной встрече, так как Нагель сильно переживал по этому поводу. Утром 18 января путешественники воссоединились на окраине Монако, для торжественного въезда в город. Встреча превзошла все их ожидания. Самый длинный пробег с севера на юг закончился. И уже на следующий день Кузьмин отбыл домой в Каир, а Нагель и Никифоров отправились на машине в Париж, откуда Никифорову была дорога на Запад - в Нью-Йорк, а Нагелю - на Восток, в Санкт-Петербург, но поездом. Машину он также отправил домой поездом.

17. После возвращения из путешествия по Северной Африке машина Нагеля вся обклеена памятными наклейками из разных городов, 1914.

18. Одна из многочисленных иллюстраций Евгения Кузьмина к книге.



Андрей Платонович Нагель (1877, С.-Петербург - 1956, Париж)

К 1914 году биография Андрея Нагеля обросла таким количеством фактов и событий, что вполне уложится в средних размеров книгу страниц на 100. До 1910 года он служил в канцелярии Министерства путей сообщения. Увлекался велогонками и верховой ездой. Прекрасно владел французским и немецким языками. Он успевал редактировать несколько изданий: журнал "Спорт" (1900-1901), журнал "Автомобиль" (1902-1917), журнал "Двигатель" (1907-1917), "Автомобильная жизнь и спорт" (1908-1909), "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь" (1910-1914), с 1910 издает "Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания"

19. В 1897 году Нагель увлекся велосипедным спортом, а в 1898 стал чемпионом по фигурной езде, удерживая этот титул 2 года. На фото он второй слева, в качестве ассистента в Царскосельском кружке велосипедистов. Стрельна, 1897.

20. Андрей Нагель, он же Андрей Энгель из Петербурга (фото из книги Е. Кузьмина).


Состоял членом ИРАО с момента основания РАО в 1903 году, будучи активным участником и одним из учредителей СПАК в 1902 году, членом правления с 1904 года. В 1914 стал учредителем Всероссийского Общества Мотористов (мотоциклистов). Принял участие в гонках на трициклах ещё в 1900 году. Участвовал в различных гонках, организованных СПАК. В 1907 выступил одним из организаторов автосалона в С.-Петербурге. В 1908 совершил пробег из Санкт-Петербурга до Парижа и Венеции. В 1909 - до Парижа и обратно. В 1910 из Петербурга отправился в Берлин, и затем через Швейцарию - в Рим и Неаполь. В 1912 принял участие в ралли Монте-Карло, заняв 9 место в абсолютном зачёте, и 2 место в ралли Сан-Себастьян в Испании. В 1913 совершил пробег из Петербурга в Казань, проехал до Саратова, проделав обратный путь через Воронеж, Харьков, Одессу, Киев, Могилев, Псков, а в декабре отправился в путешествие по Северной Африке.

21. "Руссо-Балт" Нагеля перед стартом исследовательского пробега в Севастополь перед сентябрьским Императорским автопробегом. Марсово поле, июль 1911.

22. Экипаж "Руссо-Балта" в составе - Андрей Нагель и Вадим Михайлов - на отрезке ралли Монте-Карло покоряет снега, 1912.


С 1914 года занимался организацией автомобильных санитарных отрядов, в 1916 вошёл в состав Военно-промышленного комитета, в 20-х печатался в парижской эмигрантской газете "Возрождение", писал на автомобильную тематику всю свою жизнь, вплоть до последних статей в газете "Русская жизнь" в 1956 году.

23. Очерк А. Нагеля о путешествии в Африку в журнале "Автомобиль", 1914.

24. Ежегодники, издаваемые А. Нагелем.



Евгений Михайлович Кузьмин

Один из первых мотоциклистов и автомобилистов, журналист, корреспондент журнала "Автомобиль", один из основателей СПАК. С 1902 года участник различных автопутешествий и гонок, в 1903 участвовал в "Кубке Гордона Беннета", в 1905 ездил в Венецию, в 1907 в Париж, в 1910 принял участие в "Киевском пробеге" на Приз Императора, и в том же году, вместе с Нагелем - в Берлин и Неаполь. В 1912-1914 жил в Каире, оставаясь корреспондентом "Автомобиля". Именно поэтому на него пал выбор А. Нагеля при подборе товарищей по путешествию. Кузьмин уже неплохо знал Африку, местные обычаи, успел поездить не только по Египту, но и по Алжиру, к тому же был хорошим фотографом. После африканского путешествия издал книгу, проиллюстрировав её своими фотографиями, рисунками и офортами.

25. Евгений Кузьмин, он же Мистер Кин из Каира (из книги Е. Кузьмина).

26. Е.М. Кузьмин и К.И. Капустин на автомобиле "Рено". Капустин, казначей СПАК, также был участником многих соревнований. Вместе с Кузьминым они совершили пробег из С.-Петербурга в Севастополь, 1908.

27. Андрей Нагель и Виктор Зенченко спереди, сзади - Евгений Кузьмин, Николай Галл и Карл Булла, путешествие из Петербурга в Берлин- Рим - Неаполь. Берлин, сентябрь 1910.

28. Евгений Кузьмин, автомобилист, спортсмен, журналист (из архива Андрея Мятиева).



Борис Николаевич Никифоров

Корреспондент журнала "Автомобиль" с 1908 года. С 1912 года жил в Нью-Йорке, продолжая писать для журнала. Под псевдонимом "Боб Вильсон" он публикует в "Автомобиле" свои заметки из цикла "Письма издалека" - увлекательные рассказы о гонках в Америке, профессионально оценивает достижения американского автопрома, посещает автозаводы и делает репортажи об этом. Так, в 1914 году читатели "Автомобиля" узнали из его статей о новой марке Chevrolet.

29. Борис Никифоров, он же Боб Вильсон из Нью-Йорка (из книги Е. Кузьмина).

30. А. Нагель и Б. Никифоров. Судя по тому, что машина чистая и без наклеек из разных городов, фото снято перед самым началом путешествия в Африку, в Ницце в декабре 1913.

31. Статья Боба Вильсона в журнале "Автомобиль" №6, 15.03.1915.

32. Борис Никифоров (фрагмент фото со стенда РБВЗ на IV Международной автомобильной выставке). Санкт-Петербург, 1913.

33. Стенд РБВЗ на IV Международной автомобильной выставке. Санкт-Петербург, 1913.




ФОТОГРАФИИ:

01. "Руссо-Балт" Нагеля-Кузьмина-Никифорова, снаряженный в Африку.
02. Карта путешествия (из книги Е. Кузьмина)
03. На берегу реки Эбро. Переправу было ждать слишком долго, поэтому они сделали крюк и нашли мост дальше по течению (из книги Е. Кузьмина). Испания, декабрь 1913.
04. Некоторые небольшие реки машина с успехом преодолевала вброд (из книги Е. Кузьмина). Испания, декабрь 1913.
05. Многие дороги были прорублены в скалах, шли через длинные темные тоннели, иногда выходя на поверхность, на узкие мосты, соединявшие тоннели над пропастью (из статьи А. Нагеля). Испания, декабрь 1913.
06. Обложка оригинального издания книги 1915 года.
07. Направляясь на юг, все мечтали о пальмах. И вот они - первые африканские пальмы (из статьи А. Нагеля). Алжир, декабрь 1913.
08. Еще одна мечта - увидеть кактусы. И кактусы, конечно, тоже были в Африке (из книги Е. Кузьмина). Алжир, декабрь 1913.
09. Дороги в северной Африке оказались, неожиданно, очень хорошего качества, асфальтированные. Местами дорога шла через ущелья, в тоннелях, прорубленных в скалах, как это делают в Европе (из статьи А. Нагеля). Алжир, декабрь 1913.
10. Из статьи А.Нагеля в журнале "Автомобиль", 1914.
11. Пустыня Сахара (из книги Е. Кузьмина). Январь 1914.
12. Верблюды - корабли пустыни (из статьи А. Нагеля). Сахара, январь 1914.
13. В Тунисе Нагель решил испытать свой автомобиль, сможет ли он забраться по лестнице. Смог! (из книги Е. Кузьмина) Тунис, январь 1914.
14. Разгрузка в порту Неаполя (фото Е. Кузьмина, так как сам Нагель сразу после прибытия в Палермо, сбежал из порта, пересев на поезд и предоставив разгрузку и таможенные формальности своим попутчикам). Италия, январь 1914.
15. Заснеженные дороги итальянской Ривьеры. Но до солнечной погоды осталось всего день-два. Италия, январь 1914.
16. Из статьи А. Нагеля в журнале "Автомобиль", 1914.
17. После возвращения из путешествия по Северной Африке машина Нагеля вся обклеена памятными наклейками из разных городов, 1914
18. Одна из многочисленных иллюстраций Евгения Кузьмина к книге.
19. В 1897 году Нагель увлекся велосипедным спортом, а в 1898 стал чемпионом по фигурной езде, удерживая этот титул 2 года. На фото он второй слева, в качестве ассистента в Царскосельском кружке велосипедистов. Стрельна, 1897.
20. Андрей Нагель, он же Андрей Энгель из Петербурга (фото из книги Е. Кузьмина)
21. "Руссо-Балт" Нагеля перед стартом исследовательского пробега в Севастополь перед сентябрьским Императорским автопробегом. Марсово поле, июль 1911.
22. Экипаж "Руссо-Балта" в составе - Андрей Нагель и Вадим Михайлов - на отрезке ралли Монте-Карло покоряет снега, 1912.
23. Очерк А. Нагеля о путешествии в Африку в журнале "Автомобиль", 1914.
24. Ежегодники, издаваемые А. Нагелем.
25. Евгений Кузьмин, он же Мистер Кин из Каира (из книги Е. Кузьмина)
26. Е.М. Кузьмин и К.И. Капустин на автомобиле "Рено". Капустин, казначей СПАК, также был участником многих соревнований. Вместе с Кузьминым они совершили пробег из С.-Петербурга в Севастополь, 1908.
27. Андрей Нагель и Виктор Зенченко спереди, сзади - Евгений Кузьмин, Николай Галл и Карл Булла, путешествие из Петербурга в Берлин- Рим - Неаполь. Берлин, сентябрь 1910.
28. Евгений Кузьмин, автомобилист, спортсмен, журналист (из архива Андрея Мятиева)
29. Борис Никифоров, он же Боб Вильсон из Нью-Йорка (из книги Е. Кузьмина)
30. А. Нагель и Б. Никифоров. Судя по тому, что машина чистая и без наклеек из разных городов, фото снято перед самым началом путешествия в Африку, в Ницце в декабре 1913.
31. Статья Боба Вильсона в журнале "Автомобиль" №6, 15.03.1915.
32. Борис Никифоров (фрагмент фото со стенда РБВЗ на IV Международной автомобильной выставке). Санкт-Петербург, 1913.
33. Стенд РБВЗ на IV Международной автомобильной выставке. Санкт-Петербург, 1913.


ИСТОЧНИКИ:

1. Е.М. Кузьмин. "По Африке на автомобиле. Кругом Средиземного моря". тип. Альтшулер, 1915, репринт 2010 г. с послесловием и фотографиями из архива Андрея Мятиева.
2. А.П. Нагель. "На русском автомобиле по Африке". Журнал "Нива" № 9, 1914 г. (charmingrussia.ru/2017/06/1913.html)
3. Константин Шляхтинский. "По Африке на автомобиле." Журнал "Офф-роуд Драйв" №10, 2009 (off-road-drive.ru/archive/44/Po_Afrike_na_avtomobile)
4. Константин Шляхтинский. Не "Автомобилем" единым. Москва, 2017. (amsrus.ru/2017/03/20/ne-avtomobilem-edinym/)
5. Константин Шляхтинский. Рыцарь "Руссо-Балта". История жизни Андрея Нагеля. "Автомобили" 07.05.2019 (automobili.ru/themes/legend/knight-russo-balta/)
6. Иван Баранцев. "Трое в "Руссо-Балте", не считая Билликена". Журнал "Офф-роуд Драйв" №2, 2013 (off-road-drive.ru/archive/84/Troe_v__Russo_Balte___ne_schitaya_Billikena)
7. Архив журналов "Автомобиль" (rustam-bikbov.livejournal.com/95170.html)
8. Александр Новиков, Дмитрий Гронский. "Русские гвозди". Журнал "Коммерсант - Автопилот" №12, 2004 (autopilot.ru/ISSUES/AUTO/2004/12/106.HTML)
9. В.М. Маслов. Пионеры русского автомобилизма. (tsar-auto-club.spb.ru/history/pioneers/)
10. Илья Фролов. "Не ходите, дети. В Африку по следам русских путешественников через сто лет". Журнал "Мотор", 24.11.2014 (motor.ru/reports/africatrip.htm)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru