© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 29. Зимние соревнования 1913/1914 года. Рахманинов. Сикорский.


Люди и события ХХ века. Зима 1913/1914. Казань. Кронштадт.

Биографии: Сергей Рахманинов, Игорь Сикорский, Дмитрий Арцибашев.



Зима 1913 / 1914.


2 января 1914. Зимний автопробег Казань - Лаишев - Шуран.

В самом начале 1914 года в Казани состоялся первый автопробег по зимним грунтовым дорогам. Инициатором сего мероприятия был скромный служащий, но большой энтузиаст автомобилизма - зав. Техническим отделом Казанской губернской земской управы Дмитрий Петрович Арцыбашев.

01. Участники автопробега "Казань - Лаишев - Шуран" на Театральной площади (нынешняя пл. Свободы). 2 февраля 1914 года.


Уникальность этого пробега, в котором приняли участие 7 автомобилей, была в том, что нужно было проехать 80 вёрст по тракту в 15-градусный мороз. А дороги в то время не чистили совсем. В те времена дороги и тракты ещё не были устроены на искусственных насыпях, приподнимавших трассу над окружающими полями, поэтому дороги часто заносило толстым слоем снега. Пробег ставил целью исследовать проходимость таких дорог в зимнее время. Арцибашев предложил ограждать дороги деревянными щитами, дорожный комитет Казанской губернской управы взял на себя первую часть работы, а для дальнейших работ была учреждена плата за проезд - таким образом, появилась одна из первых платных дорог от Казани до Шурана (село на берегу р. Кама).

02. Участки Старого (помечен красным) и Нового Оренбургского тракта (помечен зелёным) на топографической карте ТАССР 1948 года. Старой дорогой пользовались вплоть до заполнения Куйбышевского водохранилища весной 1957 года.


К 1914 году в Казани насчитывалось около 20-30 автомобилей. К участию в пробеге удалось привлечь семерых, из местных купцов-автовладельцев. Торговец швейными машинами Николай Никифорович Бойченко предоставил "Студебеккер" и "Лорелей", Михаил Рам участвовал на автомобиле "Кейс", купец Михаил Дмитриевич Кусаков - на 8-сильном "Форде", Евгений Наполеонович Остерман, торговец оружием, также выразил готовность участвовать на своем "Форде". Сам Д.П. Арцибашев стал восьмым, возглавив пробег на служебном "Бенце" техотдела земской управы. С трудом удалось привлечь кинооператора и журналистов, с недоверием относившихся к мероприятию.

03. Автомобили на старте, 2.01.1914 (фото из "Казанской газеты", опубликованное в книге "Казань автомобильная XX век")


Утром 2 января, в 15-градусный мороз, у Казанского газового завода собрались "семеро смелых", похожих на арктическую экспедицию - в меховых одеждах, очках, с лицами в вазелине. Ведь у машин не было печек, а у многих - и лобового стекла! 82 версты Оренбургского тракта оказались вполне проходимыми, благодаря установленным щитам по бокам дороги. Два автомобиля, однако пострадали в столкновениях с обозами и остановились на ремонт.
По сообщению газеты "Волжско-Камская новь" от 4 января, "автомобиль Бойченко налетел на придорожную тумбу. К несчастью г.Бойченко, земская тумба обнаружила совершенно не свойственную ей устойчивость, - и в результате получилась авария".
Первым к финишу приехал командорский "Бенц" Арцибашева, но он шёл вне зачёта. Победа до финиша доехал маломощный "Форд" купца Михаила Дмитриевича Кусакова, но по очкам победа была присуждена купцу Н. Я. Молоткову(*) на "Кейсе" (Case), второе место - Остерману(***), третье - Кусакову (долго оспаривавшему результат, впрочем, безуспешно), четвертое - М. Раму(**).

04. Протокол результатов пробега 2 января 1914 года, за подписью командора Д.П. Арцибашева (из книги "Казань автомобильная XX век").


"Организация была образцовой: участникам были выданы прекрасные схемы пути, в трудных местах дежурили махальные, а в селе Шуране был приготовлен завтрак - как для участников пробега, так и для шоферов." ("Казанские старости" от 16 (3) января 1914 года.)

(*) Николай Яковлевич Молотков - член Казанской городской думы, управляющий Северного банка в Казани, директор-распорядитель Товарищества Окского парового сенопрессовочного завода. Из семьи купцов-чаеторговцев Молотковых.

05. Дом Молоткова на нынешней ул. Карла Маркса (Казань).



(**) Семейство Рам, по некоторым данным, было родом из Швейцарии. Склады "Торгового дома М. Рама" в Казани и Симбирске можно было сравнить с современным строительным гипермаркетом типа "Леруа Мерлен", полным всевозможных товаров, запчастей, сельскохозяйственной техники и даже предлагались паровые и бензиновые автомобили. После октябрьской революции некоторым членам семьи удалось эмигрировать в Женеву.

06. Реклама фирмы М. Рама.



(***) Магазины Е.Н. Остермана предлагали широкий выбор товаров - от револьверов и электробытовых приборов до велосипедов, мотоциклов и автомобилей.

07. Реклама фирмы Е. Остермана.



А уже в феврале казанцы впервые смотрели в местном кинотеатре "Аполло" (в 1914 переименован в "Электра", с 1950 - "Татарстан") фильм, снятый об этом мероприятии - первый документальный фильм о казанских событиях. Фильм имел бешеный успех.

08. Кинотеатр "Электра" (на фасаде виднеется старая надпись - "Аполло")



Дмитрий Петрович Арцибашев (Арцыбашев)

Потомственный дворянин Д. П. Арцыбашев, сын одного из защитников Севастополя, генерала Арцыбашева был очень скромным, и в то же время незаурядным человеком. С 1901 года и до самой революции он был членом губернской земской управы и заведовал дорожным отделом, преобразованным в 1911 году в технический отдел.
Председатель земства Николай Мельников отмечал, что "сотни построенных по разным трактам губернии железобетонных мостов, телефонная сеть, соединившая Казань со всеми уездными городами и многими селами, артезианские колодцы, обделанные бетоном родники, прекрасные здания ремесленных училищ и т. д. - все это было в значительной степени делом его инициативы и энергии."
Незадолго до войны Арцибашев женился, и в первые месяцы революции Дмитрий Петрович ходил по городу с женой и детьми, и продавал пирожки собственного изделия. В 1921 году он был арестован и осужден, дальнейшая его судьба неизвестна, скорее всего - трагична.

15 февраля. Вторая зимняя гонка СПАК до Кронштадта.

Длительная оттепель в начале 1914 года чуть было не нарушила спортивный календарь Петербургского автомобильного клуба, в котором первой значилась февральская гонка до Кронштадта и обратно. Но, к счастью, ударил мороз, лед на Финском заливе укрепился, и уже вторая по счету гонка состоялась (первая прошла 1 февраля 1913 года).

09. Адольф Кегресс на автосанях собственной конструкции, на гонках по льду Финского залива, 1 февраля 1913. (фото С. Оцупа из журнала "Огонёк" №8, 1913.)


Утром 15 февраля у места старта, где Большой проспект Васильевского острова упирается в море, стали собираться автомобили участников. Среди 16 стартующих была одна женщина - госпожа Суворина на маленьком "Опеле" в 5 л. с. Она единственная из трех гонщиков в 3-й категории полностью прошла всю дистанцию в 49 верст за 1 ч 07 мин, и завоевала первый приз.

10. "Ледовые трамваи" в С.-Петербурге ходили с 1895 по 1910 год.

11. Ледовая трасса от Петербурга до Кронштадта.


Лучшее время в 1-й категории показал г-н Беркин (53 мин) на "Бенце". Сюрприз ждал участников и зрителей при объявлении результатов и награждении: в небе появился громадный самолет "Илья Муромец" (*), с которого было сброшено послание: "Командир и пилоты шлют друзьям-автомобилистам искренний привет и пожелание удачных состязаний. Сикорский (**), Янковский, Миллер, Алехнович, Раевский, Лавров и механик Панасюк".

12. Полёт "Ильи Муромца" над Петербургом и окрестностями в феврале 1914.



(*) Первый экземпляр самолета "Илья Муромец" был построен в октябре 1913 г. В феврале 1914 года Сикорский поднял "Илью Муромца" в воздух с 16 пассажирами на борту. Во время этого памятного полета на борту находился еще один пассажир, любимец всего аэродрома - собака по кличке Шкалик. Этот необычный полет с многочисленными пассажирами был небывалым достижением. Полезная нагрузка во время этого полета над Санкт-Петербургом составляла 1300 кг. "Илья Муромец" совершил много полетов над имперской столицей и ее пригородами. Довольно часто "Илья Муромец" пролетал над городом на небольшой высоте - около 400 метров. Сикорский был настолько уверен в безопасности, которую обеспечивали несколько двигателей самолета, что не боялся летать на такой низкой высоте. В те дни, пилоты, которые пилотировали небольшие одномоторные самолеты, обычно избегали полетов над городом, особенно на небольшой высоте, потому что остановка двигателя в воздухе и неизбежная вынужденная посадка могли оказаться роковыми. Сын Сикорского Сергей писал в воспоминаниях, что "тогда создатели самолетов сами поднимали свои машины в воздух, поэтому плохие конструкторы очень быстро отсеивались".

13. "Илья Муромец" И. Сикорского, образца 1913 года.

14. Император Николай осматривает "Русский Витязь" Сикорского, 1913.



(**) Сикорский Игорь Иванович (1889, Киев - 1972, Истон, Коннектикут, США)

выдающийся русский ученый-авиаконструктор. После ряда изобретений в возрасте 23-х лет стал главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Первым в мире построил многомоторный самолет. Первым в мире совершил дальний перелет Санкт-Петербург - Киев.

15. И. Сикорский на площадке самолёта "Илья Муромец" С-22. РБВЗ, Рига, зима 1913-1914.


После большевистского переворота Игорь Сикорский был на волосок от смерти - чекисты внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. В 1919 году один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. При этом сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский с женой и дочерью сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию, а затем в Америку.

16. Игорь Иванович Сикорский, 1914.


В эмиграции, в 1923 году основал авиационную компанию "Sikorsky Aero Engineering Corporation" (***), занявшую лидирующие позиции в авиастроении. Создатель лайнеров для трансатлантических перелетов, гидросамолетов, изобретатель вертолета. В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием.
В Америке Сикорский много общался с Сергеем Рахманиновым. Первое время фирма Сикорского располагалась на ферме, детали для первого геликоптера находились с трудом. Однажды Рахманинов навестил Сикорского и, узнав о тяжелом положении фирмы, тут же выписал ему чек на 5 тысяч долларов, и согласился стать вице-президентом фирмы, для привлечения всеобщего внимания. Неизвестно, как сложилась бы судьба изобретений Сикорского, если бы не эта помощь известного соотечественника. (Через несколько лет Сикорский вернул долг с процентами.)

17. Игорь Сикорский (справа) и Сергей Рахманинов (в центре) и инженер, барон Николай Соловьёв возле самолёта S-29. Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США, 1924.



(***) Сикорский помогал с работой всем русским, независимо от профессии. У него трудились многие эмигранты - кадровые офицеры флота - С. де Боссет, В. Качинский и В. Офенберг, потрудившись рабочими и чертежниками, возглавили различные подразделения фирмы. Простым рабочим на фирме был адмирал Б.А. Блохин. Известный историограф Белого движения, казачий генерал С.В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая ночным сторожем. Из фирмы Сикорского вышли известные авиационные ученые - преподаватели американских вузов Н.А.Александров, В.Н.Гарцев, А.А.Никольский, И.А.Сикорский. Барон Соловьев создал на Лонг-Айленде собственную авиационную фирму. Сергиевский основал в Нью-Йорке компанию по конструированию вертолетов. Мейрер организовал производство на самолетостроительной фирме "Северский". В.В. Утгоф стал одним из организаторов авиации береговой охраны США.

18. Монеты России, Украины, Соломоновых островов с изображением Сикорского и "Ильи Муромца" и вертолёта VS-300.

19. Почтовые марки разных стран, посвященные Сикорскому и его изобретениям. В СССР фамилию Сикорского избегали называть, даже в связи с первым русским тяжелым самолётом, что мы и видим на марке СССР 1974 года.




22 февраля. Второй зимний пробег в Казани.

Всего полтора месяца спустя Технический отдел Казанской губернской земской управы организовал второй зимний пробег по маршруту Казань - Лаишев - Шуран - Мурзиха - Алексеевское. В этот раз в пробеге приняли участие и гости из столицы - члены ИРАО - вице-президент В.В. Свечин, Председатель Правления Московско-казанской железной дороги Н.К. фон Мекк.

20. Марк Николаевич фон Мекк


Среди 14 соревнующихся экипажей были также и участники первого зимнего пробега - Молотков, Рам, Остерман, Кусаков, Бойченко, первый казанский автомобилист Казем-Бек, а также "Мерседес" и "Аут-мобиль" графа Соллогуба, 2 "Мерседеса" от МКЖД, Марк фон Мекк на "Мерседесе", зав.отд. Чечек на "Лаурин-Клементе", и, конечно, Дмитрий Арцибашев на земском "Бенце". Начавшаяся в то утро метель не позволила фотографам запечатлеть участников на старте, но не помешала провести соревнование. Пройдя 60 вёрст до Лаишева (в то время Лаишев, сегодня называется Лаишево) в среднем за полтора часа, участники устраивают перерыв, во время которого проводится гонка на 1 километр с хода, а по окончании возвращаются в Казань через Шуран, и с переездом через реку Каму.

21. Один из спусков к реке Каме в Лаишевском уезде.


1-й приз ИРАО, а также приз Правления МКЖД за абсолютную скорость получает Марк Николаевич фон Мекк, 2-й приз - В.А. Кусаков на "Форде", 3-й приз - Я.О. Молотков на "Кейсе", памятных жетонов были удостоены М.Е. Остерман на "Форде" и Н.Н. Бойченко на "Студебеккере". (по материалам газеты "Казанский Телеграф")

22. М.Н. фон Мекк - 1-е место в пробеге по Казанской губернии, 1914.




Сергей Рахманинов (1873 - 1943)

(по материалам статьи С.В. Кирильца "Автомобильное наследие. Сергей Рахманинов.")

"Хороший дирижёр должен быть, естественно, и хорошим шофёром. И автомобилисту, и дирижёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. К этим свойствам дирижёру нужно всего лишь добавить небольшое знание музыки". (С.В. Рахманинов)

Сергей Васильевич Рахманинов - русский композитор, пианист и дирижёр оставил нам не только великое музыкальное наследие, но также и автомобильное. Увлечение некоторых москвичей в те годы "самодвигателями" не прошло и мимо Рахманинова, мечтавшего овладеть "искусством" вождения "моторов", не хуже, чем игрой на фортепиано.

23. Сергей Васильевич Рахманинов (1901).


В 1912 году Рахманинов заказывает роскошный спорт-фаэтон Loreley. На машинах этой марки известные автомобилисты Д. Шлихт, А. Новиков, братья Б. и Н. Крыловы участвовали в гонках Москва-Петербург (1907) и Петербург-Москва (1908), а также в "Киевском пробеге" (1910) и "Севастопольском пробеге" (1911), в гонках Москва-Нижний Новгород (1910) и Москва-Орёл (1911), и в пробеге Москва-Рига (1911). Покупка автомашины принесла ему безграничную радость - композитор сразу же "окрестил" машину ласковым именем "Лора".

24. Рахманинов за рулём "Лоры". Ивановка, 1912 год.


Сергей Васильевич писал Мариэтте Шагинян из Ивановки:
"Вот уже два месяца целыми днями работаю. Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу вёрст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче"
Однако Рахманинов был недоволен тем, что маломощные "Форды" обгоняют его машину и продал её в 1913 году.

25. Автомобильные прогулки в Ивановке летом 1912 года.


Вернувшись летом 1913 г. с гастролей по Германии, Швейцарии и Италии Сергей Васильевич стал выбирать себе новый автомобиль. Детально ознакомившись в московском отделении "Общества Моторов Даймлер" (Неглинный проезд, 15) с продукцией фирмы и изучив каталоги, Рахманинов решил купить 4-цилиндровый 30-сильный "Мерседес" с открытым кузовом типа спорт-фаэтон.
16 декабря 1913 года композитор отправляет в городок Унтертюркхайм под Штутгартом на завод "Даймлер" подробный письменный заказ, который тут же заносится в "гроссбух" фирмы под комиссионным номером 14399. Узнав, что с 1914 года завод "Даймлер" решил повысить мощность двигателя этой модели до 35 л.с., композитор направляет в дирекцию фирмы корректуру - он желает 35-сильный мотор. Решение о комплектации машины далось Рахманинову нелегко, ибо предложенный поставщиком выбор был разнообразен. Но вот окончательное решение принято и подтверждено телеграммой из Москвы от 11 января 1914 года:
- Автомобиль "Мерседес" модели "14/35 л.с" (Mercedes 14/35 PS), с карданным приводом.
- Кузов 6-местный спорт-фаэтон (Sports-Phaeton. Original Daimler Carosserie). Цвет кузова темно-зелёный, обивка салона из матовой кожи под цвет кузова.
- Складной тент из парусины в чехле, шины немецкой фирмы Continental, задние шины противоскользящие, размер шин 880 х 120 мм, вместо сигнала с "грушей", электрический сигнал французской фирмы Autovox.
- Поставка автомобиля в Москву - конец января 1914 года.

26. Mercedes 14/35 PS для С.В Рахманинова на заводе фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft в Унтертюркхайме перед отправкой в Москву. Декабрь 1913 года.


Согласно комиссионному листу фирмы "Даймлер" за № 14399 автомобиль был отгружен в Унтетрюркхайме 7 февраля 1914 года и по железной дороге отправлен в Москву, куда благополучно прибыл через несколько дней. В счет на имя S.W. Rachmaninoff была включена цена за машину 13145 рейхсмарок 90 пфеннигов. Оплата по обменному курсу включая стоимость перевозки и "растаможки" - 6800 рублей.
Вскоре Рахманинов получил свой "Мерседес" и незамедлительно обкатал его на улицах Москвы. Радости композитора не было предела - машина развивала легко 80 вёрст в час!

27. Зал продаж московского отделения "Общества Моторов Даймлер", 1914 год.


Летом 1914 года Рахманинов у себя в Ивановке катает свою семью и друзей на новом шикарном "Мерседесе", но эта радость длится недолго. 18 июля 1914 года началась мобилизация, а вскоре грянула Мировая война. По Положению о военно-автомобильной повинности, вступившим в силу накануне, все технически пригодные автомобили также подлежали мобилизации, при этом их владельцам выплачивалась денежная компенсация. Уклонение от реквизиции грозило большими неприятностями, вплоть до тюремного заключения сроком до трёх месяцев. Рахманинов, согласно Положению, предоставил свою машину в распоряжение Военного ведомства. На этом след его "Мерседеса" в России теряется.

28. Рахманинов с дочерью Таней в своём "Мерседесе". Ивановка, лето 1914 года.


После октябрьского переворота 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерями покинул Россию, оставив практически всё своё имущество. 1 ноября 1918 года Рахманиновы отправились на пароходе в Америку. Кстати, в Америке он тоже приобрёл автомобиль - роскошный "Кадиллак". Живя в эмиграции, Рахманинов тосковал по России, писал и русские песни, а во время Второй Мировой войны давал концерты для сбора средств в помощь русскому народу. Умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (Калифорния, США).
© Kiriletz

ФОТОГРАФИИ:

01. Участники автопробега "Казань - Лаишев - Шуран" на Театральной площади (нынешняя пл. Свободы). Фото из архива группы KN. 2 февраля 1914 года.
02. Участки Старого (помечен красным) и Нового Оренбургского тракта (помечен зелёным) на топографической карте ТАССР 1948 года. Старой дорогой пользовались вплоть до заполнения Куйбышевского водохранилища весной 1957 года
03. Автомобили на старте, 2.01.1914 (фото из "Казанской газеты", опубликованное в книге "Казань автомобильная XX век")
04. Протокол результатов пробега 2 января 1914 года, за подписью командора Д.П. Арцибашева (из книги "Казань автомобильная XX век").
05. Дом Молоткова на нынешней ул. Карла Маркса (Казань).
06. Реклама фирмы М. Рама.
07. Реклама фирмы Е. Остермана.
08. Кинотеатр "Электра" (на фасаде виднеется старая надпись - "Аполло").
09. Адольф Кегресс на автосанях собственной конструкции, на гонках по льду Финского залива, 1 февраля 1913. (фото С. Оцупа из журнала "Огонёк" №8, 1913.)
10. "Ледовые трамваи" в С.-Петербурге ходили с 1895 по 1910 год.
11. Ледовая трасса от Петербурга до Кронштадта.
12. Полёт "Ильи Муромца" над Петербургом и окрестностями в феврале 1914.
13. "Илья Муромец" И. Сикорского, образца 1913 года.
14. Император Николай осматривает "Русский Витязь" Сикорского, 1913.
15. И. Сикорский на площадке самолёта "Илья Муромец" С-22. РБВЗ, Рига, зима 1913-1914.
16. Игорь Иванович Сикорский, 1914.
17. Игорь Сикорский (справа) и Сергей Рахманинов (в центре) и инженер, барон Николай Соловьёв возле самолёта S-29. Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США, 1924.
18. Монеты России, Украины, Соломоновых островов с изображением Сикорского и "Ильи Муромца" и вертолёта VS-300.
19. Марки разных стран, посвященные Сикорскому и его изобретениям. В СССР фамилию Сикорского избегали называть, даже в связи с первым русским тяжелым самолётом, что мы и видим на марке СССР 1974 года.
20. Марк Николаевич фон Мекк.
21. Один из спусков к реке Каме в Лаишевском уезде.
22. М.Н. фон Мекк - 1-е место в пробеге по Казанской губернии, 1914.
23. Сергей Васильевич Рахманинов (1901).
24. Рахманинов за рулём своей "Лоры". Ивановка, 1912 год.
25. Автомобильные прогулки в Ивановке летом 1912 года.
26. Mercedes 14/35 PS для С.В Рахманинова на заводе фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft в Унтертюркхайме перед отправкой в Москву. Декабрь 1913 года.
27. Зал продаж московского отделения "Общества Моторов Даймлер", 1914 год.
28. Рахманинов с дочерью Таней в своём "Мерседесе". Ивановка, лето 1914 года.


ИСТОЧНИКИ:

1. Екатерина Хабарова. Первый в России зимний автопробег (проект "Последний год Империи"). "Казанский репортёр" 15.01.2020. (kazanreporter.ru/post/4050_pervyj-v-rossii-zimnij-avtoprobeg)
2. Фотографии из книги: В.Герасимов, А.Бикбулатов, А.Ибатуллин. "Казань автомобильная. XX век". Изд-во АННА, Казань, 2018.
3. Владимир Герасимов. Очерк "Пешком в историю. Казань автомобильная ХХ век". Казанский альманах, 2020 (kazalmanah.ru/nomer24/191-195.pdf)
4. История рода Фон Мекк. (von-meck.info/smi-o-fon-mekk/sovremennye/186-avtoprobeg-kazan-laishev)
5. "Камско-Волжская Речь" № 3-й, суббота, 4-го января 1914 года. Казань.
6. "Казанский Телеграф" № 6192. Казань, 15 января 1914 г.
7. "Казанские старости" от 16 (3) января 1914 года.
8. Алексей Клочков. Казанский дом на углу Дамбы: первый строительный гипермаркет. "Реальное время" 09.06.2020. (realnoevremya.ru/articles/177069-dom-na-uglu-damby-mokraya-sloboda-kazani)
9. Алексей Клочков. "Аутотранспорт" старой Казани: первый автомобиль в столице и Большие гонки. (realnoevremya.ru/articles/184261-pervyy-v-kazani-avtomobil-i-bolshie-gonki) - Иллюстрации из книги А.Клочкова "Казань: логовища мокрых улиц", Казань, 2019.
10. Ильдар Алиев. "Как 100 лет назад в Казани прошел первый в России автопробег." Газета АиФ-Казань 09.01.2012 (tatpressa.ru/news/4258.html)
11. Лев Жаржевский. Казань велосипедная 100 лет назад. "Реальное время" 25.08.2017. (realnoevremya.ru/articles/74035-istoriya-velosipednogo-transporta-kazani)
12. Лев Жаржевский. Чаеторговля Казани. "Реальное время" 07.07.2017. (realnoevremya.ru/articles/70100-kolonka-zharzhevskogo-o-chaynom-kupce-molotkove)
13. Мельников Н. А. 19 лет на земской службе: (Автобиографический очерк и воспоминания). Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2008. (feb-web.ru/feb/rosarc/rah/rah-198-.htm)
14. Евгений Котловкин. Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет. KAZANFIRST, 20.01.2014 (kazanfirst.ru/articles/260054)
15. Правила 2-го зимнего автомобильного пробега 22-го февраля 1914 года по маршруту Казань - Лаишев - Шуран - Мурзиха - Алексеевское, организуемого Техническим отделом Казанской губернской земской управы. Казань, 1914 (Российская Национальная Библиотека)
16. К.Н. Финне. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. Белград, 1930 (histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/il-ia-muromiets)
17. М.А. Хайрулин, Н.П. Панкратьева. Хроника воздушного корабля "Илья Муромец II". Фонд "Русские Витязи", 2018.
18. С.В. Кирилец. "Автомобильное наследие Сергея Рахманинова" (sundry.wmsite.ru/avtomobilnye-istorii/avtomobilnoe-nasledie-sergeja-rahmaninova/)
19. Вадим Массальский. "Билет на Рахманинова". Seagull Magazine (USA) №5, 2014. (chayka.org/node/5998)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru